Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Специализированные контейнеровозы

Сейчас в контейнерах перевозят автомобили и массовые товары, транспортируют ценные и скоропортящиеся грузы. Для последних созданы специальные контейнеры-рефрижераторы. Некоторые из них оборудованы индивидуальными холодильными агрегатами, состоящими из дизель-генератора, электромотора и компрессоpa. На суше работает дизель, в море - электромотор, который подключают к судовой сети.Контейнеровоз

Есть морские скороходы, где охлаждаются не отдельные ящики, а трюмы, в которых находятся одновременно десятки контейнеров. Устройство таких трюмов - сложное дело: требуется мощная и надежная изоляция. Иначе расход энергии на их охлаждение превысит возможности судна.

Существует и другой вариант централизованной системы охлаждения. «Мини-рефрижераторы» располагают у поперечных переборок, на которых укреплены вентиляционные каналы с разной температурой охлаждения воздуха. Подключая нужный канал, можно установить внутри контейнера одну из 16 возможных температур. Пройдя через контейнер, охлаждающий воздух попадает в трюм, где имеется лишь легкая изоляция из стекловолокна. Такая конструкция в отличие от судов, оборудованных рефрижераторными трюмами, исключает обледенение самих ящиков, и, кроме того, позволяет использовать внутри охлаждаемой емкости обычную сталь.

К числу специализированных транспортов, используемых только для перевозки контейнеров-рефрижераторов, относятся банановозы. Это небольшие суда, размеры которых определяются тем, что им часто приходится заходить за своим сладким грузом в мелководные южноамериканские и африканские порты. За один рейс банановоз перевозит около 85 таких ящиков-холодильников.

На судне установлен козловой кран. Он движется по бортам, освобождая тем самым палубу для контейнеров. Чтобы не мешать работе крана и полнее использовать объем трюмов, жилые помещения расположили в носу, машину - в корме, а трубы - посередине судна.

Крупные контейнеровозы отечественной постройки предусматривают вариант горизонтальной погрузки и могут принять на свои четыре палубы около двух тысяч автомобилей, или свыше тысячи 20-тонных контейнеров международного стандарта. Паровые турбины на них заменили два газотурбинных двигателя общей мощностью 50 тысяч лошадиных сил. Это позволит увеличить скорость почти до 25 узлов.

Херсонские корабелы недавно спустили на воду свой первый контейнеровоз «Александр Фадеев». Он рассчитан на перевозку 328 двадцатитонных контейнеров международного стандарта. Длина судна - 129,4 метра, ширина - 19,2 метра, скорость - 17 узлов.

КонтейнеровозНа отечественных судах предусмотрено автоматическое управление и контроль за работой главного двигателя и вспомогательных механизмов, что, несомненно, облегчает труд моряков. Машинное отделение обслуживает лишь один вахтенный механик.

Отечественные контейнеровозы сейчас работают на линии Западная Европа - Япония. Часть пути по этому маршруту «суперящики» преодолевают по морю, другую - по суше на железнодорожных платформах, а затем снова попадают на специализированные суда. А вот контейнеровозы «Пионер Одессы» и «Михаил Светлов» установили своеобразный мост через Атлантику, обслуживая канадскую линию.

Подобные перевозки осуществляются между Петербургом - Лондоном и Петербургом - Роттердамом. Контейнеры из Ленинграда идут также в Антверпен, Амстердам, Гамбург, Гулль и другие порты Западной Ев­ропы и США. По Черному морю, между Болгарией и Ильичевском, регулярно курсируют контейнеровозы «Василь Кучер» и «Георгий Седин».

Экономические расчеты показывают, что строительство контейнеровоза обходится дешевле, чем судна типа «ро-ро». Не нужно делать особопрочных палуб, мощных кормовых ворот и дорогую противопожарную защиту. Однако на коротких рейсах выгодней все-таки «ро-ро». И выгрузка идет быстрее, и можно перевезти морем специальные машины, большие, чем сам контейнер. Обладает этот тип судов и другими преимуществами, которые делают их все более популярными.

На морских побережьях все же больше мелких портов, чем крупных, глубоководных. Поэтому ширится применение трейлеровозов-контейнеровозов, где часть палубы загружается трейлерами, а часть - контейнерами. Такая система позволяет упростить выгрузку ящиков, передвинув их в трейлерную часть, а оттуда уже на машинах свезти прямо на берег.

Однако контейнерные перевозки таят в себе и реальную опасность. О том, какие товары идут в них, знает только грузоотправитель. Да и то не всегда. Случается, что и он всего лишь посредник. И тогда...

Как-то из Нью-Йорка вышел ночью контейнеровоз «Си-Уинч» («Морская ведьма») со скоростью 13 узлов. Но из-за неисправности рулевой машины контейнеровоз на полной скорости врезался в корму большого танкера, который стоял у одного из портовых причалов. При ударе раздался взрыв и возник пожар, охвативший оба судна. Конечно, пожар можно было бы погасить, но оказалось, что во многих контейнерах на «Си-Уинч» находились опасные химические грузы. Они взрывались, разбрасывая вокруг себя осколки и языки пламени. Частые взрывы преградили спасателям путь к эпицентру пожара и стали причиной возникновения его новых очагов. Это была одна из самых дорогих аварий на морском транспорте. Убытки превысили 6 миллионов фунтов стерлингов.