Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Контейнеровозы

Во всю эпоху самоходного флота суда строились со «сплошными» палубами. Причем поперечный размер люков не должен был превышать половины ширины судная. Контейнеровозы строятся почти без палубы - только две узенькие полоски - своеобразные крыши двойных бортов. Можно сказать, что суда вернулись к конструкциям каменного века - лодкам-однодревкам, когда вся прочность обеспечивалась за счет толстых бортов. Об узкости проходов между люком и бортом можно судить по тому, что есть корабли, на которых в свежую погоду пройти по палубе вообще нельзя, и для связи носа с кормой в двойных бортах отгораживают пешеходные туннели.

Отсутствие палубы особенно нежелательно при косом, по отношению к волнам, курсе судна, когда возникаетКонтейнеровоз опасность скручивания. Ведь надо обеспечить не только прочность самого корпуса, но и надежность люковых крышек, на которых перевозится 30-50 процентов груза в два-три яруса. Такая высокая загрузка невозможна на других типах судов. Это требует специальных мер по повышению остойчивости и уменьшению качки: порой на них берут балласт даже в начале рейса, часто устанавливают специальные успокоители качки. Высокие скорости потребовали обтекаемых форм корпуса, особых конструкций винтов и рулей.

Мощность главных двигателей контейнеровозов высокая. Чтобы достичь ее, на них обычно устанавливают две паровые турбины по 40 тысяч лошадиных сил каждая. Все они, в основном, двух- и трехвинтовые. Одна из японских компаний проектирует даже четырехвинтовое судно суммарной мощностью в 250 тысяч лошадиных сил, которое сможет перевозить более трех тысяч контейнеров. Это будет, конечно, еще один необычный корабль.

Впрочем, впечатляют и транспорты, ныне бороздящие морские просторы. Например, для рейсов между Японией и Европой построены контейнеровозы длиной 275 и шириной 32 метра. Они берут на борт свыше 2000 контейнеров, которые размещают в восьми трюмах и на палубе. Люки трюмов занимают почти всю ширину судна.

Это ускоряет погрузку, но снижает его прочность, и чтобы сохранить ее, делают трехметровые двойные борта. Они образуют прямоугольные трюмы, в которых через каждые 2,5 метра установлены вертикальные рельсы-колонны. По ним очередной контейнер опускается краном на предназначенное для него место. Заедание или перекос чудо-ящика на рельсах-колоннах ликвидируется автоматически, для этого на них поставлены специальные вибраторы. Около двух минут требуется по международным нормативам для погрузки или выгрузки одного 20- или 40- футового контейнера.

После погрузки люки трюмов закрываются стальными крышками-понтонами, которые во время работы плавали у борта судна. На них устанавливают еще три яруса контейнеров. Специальными штангами супер-ящики крепят за углы к крышкам-понтонам. Палуба такого транспорта гладкая - на ней нет ни мачт, ни кранов. Только в середине над машинным отделением возвышается башнеобразная надстройка с капитанским мостиком. Скорость - около 24 узлов.

Но названные типы необычных кораблей еще не самые быстроходные. Рекорд скорости - 33 узла - пока держат несколько одинаковых судов компании «Си-Ленд», хотя они проигрывают своим собратьям в другом. Имея одинаковые с ними размеры, «Си-Ленд» принимают на борт в два раза меньше контейнеров, хотя и мощность турбин у них в полтора раза больше. А сами турбины питаются паром, перегретым до 515 градусов.

Для защиты груза от волн, удары которых при такой скорости и форме контейнеровозов достигают очень большой силы, на их палубах между люками установлены специальные приспособления. Каждый ярус контейнеров удерживается у горизонтальной рамы специальными замыкателями, а рамы в свою очередь прикрепляются такими же замыкателями к А-образным стойкам. Необычно расположены на этих судах надстройки-рубки. Одна из них, жилая, вынесена в нос и служит своеобразным щитом для контейнеров, другая находится в корме над машинным отделением. Капитанский мостик возвышается в носовой части морского скорохода. Но наиболее смелое решение при их постройке было принято в отношении люков. Они занимают 85 процентов ширины судна. По сути, здесь нет палубы, не побоялись отказаться и от двойных бортов.

Судостроители ограничились лишь мощной балкой-коробкой из высокопрочной стали. Чтобы изучить поведение этого необычного корабля, при постройке в корпус вмонтировали разнообразнейшую аппаратуру. Такого обилия специальных измерительных приборов, которые бы предназначались не на один рейс, а на всю долгую жизнь транспортного судна, не знала практика кораблестроения. Недаром постройка каждого из них оценивается в 32 миллиона долларов, из которых почти половина суммы расходуется на машины и механизмы.

Скоростные контейнеровозы оборудованы новейшими системами и средствами навигации и радиосвязи. Однако автоматики на них маловато, и это не случайно. Владельцы судов решили, что моряки все-таки надежнее. Поэтому здесь сравнительно многочисленная для такого типа судов команда - 42 человека.

Чтобы не задерживать эти транспорты в порту для погрузки провизии, на них отказались от продуктовой кладовой. Запасы пищи на время рейса доставляются с берега на борт в стандартном контейнере специальными фирмами по обслуживанию судов.