Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Недостатки танкеров

Все бы хорошо, но дальнейшее развитие супертанкеров сдерживает серьезное естественное препятствие - глубинаПотерпевший крушение танкер портов. Сейчас нефтяные гиганты в большинстве случаев приходится грузить в открытом море с помощью специальных буев, к которым подвешены береговые трубопроводы. Эти швартовные буи имеют столь сложную конструкцию и такие размеры, что их можно без преувеличения назвать рукотворными островами.

А разгружать гиганты приходится лишь в нескольких определенных портах. Так, в 1973 году, например, во всей Западной Европе и Японии было всего 17 гаваней, которые могли принять такие суда. Природные условия ограничивают и размеры кораблей, которые плавают в Средиземном, Черном и Балтийском морях. Поэтому у заказываемых сейчас танкеров осадка уменьшена с 28 до 23 метров, а для сохранения прежнего объема ширина их увеличена до 70 метров.

Опыт эксплуатации выявил недостатки мамонтов моря. Уверенность в их непотопляемости сильно поколебалась, когда пошли ко дну два незагруженных танкера дедвейтом 200 000 тонн, а третий с трудом добрался до порта.

Опасность взрывов во время балластного пробега настолько велика, что когда на танкере «Эссо Юроупорт» треснула обшивка, ему даже не разрешили зайти в порт. На рейде судно накренили при помощи балласта и там же произвели весь ремонт. Причем чтобы избежать швартовки катеров, к поврежденному гиганту рабочих привозили вертолетами. Предполагается, что причиной взрывов является статическое электричество - искры, возникающие при протекании по трубам тысяч тонн жидкого топлива либо моечной воды.

При эксплуатации танкеров возникает опасность взрыва смеси воздуха и нефтяных паров. Эта угроза особенно возрастает после откачки груза, когда в танки вместо него поступает свежий воздух. Если же вместо воздуха подается инертный газ, опасность взрыва теоретически исключается. Чтобы получить инертный газ, обычно используют дымовые газы, которые охлаждаются и промываются для удаления твердых частиц, после чего они сжимаются и распределяются по танкам.

Большую опасность представляют возникшие в корпусе трещины, которые в тяжелых штормовых условиях быстро увеличиваются и приобретают угрожающий характер. Почти ежегодно телетайпы передают сообщения о гибели нескольких танкеров, разорванных пополам под ударами волн. Особенно печальную славу завоевал один из районов Тихого океана на пути к Токио, где сложные метеоусловия - обычное явление. Причина их кроется в гидрологии этих мест. Здесь сталкиваются два крупных течения, которые в свою очередь вызывают резкие температурные перепады.

Еще более опасным для плавания считается один из районов африканского континента, известный теперь под названием мыса Доброй Надежды. Причем особую угрозу таит восточный берег этого мыса. Специфическое изменение рельефа морского дна вызывает преобразование штормовых валов, набегающих из просторов Индийского океана. На суда одна за другой накатываются гигантские одиночные пирамидообразные волны. Еще со времен парусников капитаны стремились держаться подальше от здешнего берега, обходя опасную зону.

Постройка Суэцкого канала позволила перенести судоходную трассу, и моряки забыли о некогда грозной опасности, встававшей перед судами. Когда же кораблям из-за войны на Ближнем Востоке вновь пришлось огибать южную оконечность Африки, грозные валы не замедлили собрать свою жатву. В семидесятых годах под ударами неистовых волн разломался пополам теплоход «Нептун Сапфир». Носовая часть стала добычей знаменитого тезки теплохода - мифического морского бога Нептуна, а кормовую удалось спасти.

Больше повезло скоростному грузовому лайнеру «Бенернахен». Удар пятнадцатиметровой волны-пирамиды, обрушившейся на нос, был настолько сильным, что бак вместе с трюмом № 1 отогнулся вниз на 6 метров. Киль и дно судна приобрели форму латинской буквы S. И все же транспорт удалось спасти.

Но не всегда и не всем улыбается случай. Так было с танкером дедвейтом 54 000 тонн «Уорлд Глория» - рекордсменом 1954 года. Июньской ночью 1968 года в южном полушарии, он попал в жестокий шторм. Судно сбавило ход и развернулось носом к волне. Но это были не обычные волны. Двадцатиметровый водяной гигант поднял на себя корабль. Нос в пене и брызгах повис в воздухе над разверзшейся бездной. Не выдержав колоссальной нагрузки, лопнула верхняя палуба. Несколько минут щель, подобно пасти исполинского чудовища, то раскрывалась, то закрывалась, увеличивая свою ширину с каждым движением. Потом накатился другой гигантский вал, танкер распался на две половины. Нефть хлынула в бушующее море. Носовую часть поглотил океан. Вспыхнул пожар, который, однако, был скоро погашен ураганным ветром.

Кормовая часть затонула через два часа после аварии, когда от ударов волн лопнули переборки нефтяных танков. В результате аварии образовалось огромное нефтяное пятно. В атаку на него устремились десятки судов и несколько самолетов, которым лишь с большими трудностями удалось ликвидировать это пятно, надвигавшееся на берег.

Естественно, чем больше танкер, тем опаснее его авария. Всем известен разлив нефти во время гибели «Торри Каньона».

А ведь последствия такой аварии могут быть в десятки раз грознее, случись подобное, к примеру, с «Глобик Токио». Чтобы предотвратить возможную утечку нефти, судостроителям необходимо пойти на определенную «жертву», заложив в корпус металла на 10 процентов больше. Это позволило бы снабдить танкеры двойным дном и бортами, увеличив тем самым безопасность плавания.