Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Земля - голубая планета

Загадки Океана, его величие и мощь породили немало мифов и легенд, Одновременно рождалась и наука о море.Памятник Крузенштерну в Санкт-Петербурге Она, судя по историческим источникам, своей древностью не уступает науке о суше. Каждым новым фактом наука словно тараном выбивала «кирпичик невежества» из пантеона морских суеверий.

Вначале море в основном изучали с берега. Увиденное тщательно дополнялось морским фольклором, невыдуманными рассказами, а подчас и небылицами бывалых мореходов. Фантазия перемежалась с реальностью. Нужны были многие годы прежде чем отфильтрованные поколениями исследователей факты смогли занять свое место в «Книге об Океане», чистые листы которой заполняют и наши современники.

Описательный метод постепенно вытеснялся активными наблюдениями. Ученые уже не довольствовались сведениями об Океане, почерпнутыми из вторых рук. Они максимально приближались к грандиозному объекту своих исследований, все чаще сами выходили в море.

Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Уже Колумбу вслед, уже за Магелланом вкруг света ходим мы Великим Океаном».

В России никогда не было недостатка в отважных моряках. В ледовых плаваниях, в знойных южных морях во время кругосветных переходов, в грохоте пенного прибоя вблизи экзотических аттоловых рифов проводили научные изыскания участники; экспедиций, опровергался вымысел о том, что русске-де слабые моряки.

Первое русское кругосветное плавание, совершенное Иваном Федоровичем Крузенштерном, Юрием Федоровичем Лисянским в 1803-1806 годах на шлюпах «Надежда» и «Нева», открыло новую эпоху географических исследований, имевших непреходящее значение для мировой науки. А сама экспедиция высоко подняла престиж России как передовой морской державы.

Экипажи «Надежды» (450 тонн водоизмещения) и «Невы» (370 тонн) были сформированы только из добровольцев.

По словам самого И. Ф. Крузенштерна, из добровольцев «можно было бы укомплектовать и большие корабли Российского флота». В подготовке экспедиции принимали участие многие видные русские ученые. Академия наук справедливо полагала, что такие экспедиции обогащают знаниями все науки о Земле.

Через моря и три океана пронесли русский флаг шлюпы «Надежда» и «Нева». В августе 1806 года Кронштадт салютовал возвращению «Невы», а спустя несколько дней торжественно встречали «Надежду».

Много новых русских названий появилось на морской карте, а обобщенные гидрологические и другие материалы были опубликованы в книге «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» и в «Атласе южного моря» (1823-1827 годы). Они вместе с «Дополнением» являлись в XIX столетии руководством для плавания по Тихому океану.

Продолжателями дел участников первой кругосветной экспедиции стали и другие русские моряки, в том числе и Василий Михайлович Головнин. Он командовал бригом «Диана», затем «Камчатка» (1817-1819 гг.) и совершил два кругосветных путешествия.

Лейтенант флота Отто Евстафьевич Коцебу - ученик Крузенштерна, ходивший с ним на «Надежде», возглавил в 1815-1818 годах первую русскую научную экспедицию на «Рюрике». О. Е. Коцебу открыл ряд новых островов во время своего третьего кругосветного перехода, на этот раз уже на шлюпе «Предприятие», водоизмещением 750 тонн.

Фаддей Фаддеевич БеллинсгаузенФаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - участник первой русской кругосветной экспедиции. В 1819-1821 годах он был командиром шлюпа «Восток» (985 тонн) и начальником первой русской экспедиции, открывшей Антарктиду и ряд океанических островов.

В XX веке в области знаний о море наша страна занимала одно из ведущих мест. Ученые-мореведы накопили огромный научный материал. Фундаментальные исследования Мирового океана проводили несколько морских центров Академий наук. Еще в 1921 году сотрудники Плавморнина совершили свое первое плавание на ледокольное пароходе «Малыгин», а архангельские корабелы уже готовили для ученых экспедиционное судно «Персей». На этом судне, переоборудованном из деревянной шхуны (водоизмещение - 550 тонн, скорость - 8 узлов), было проведено много важных экспедиций. «Персей» двадцать лет нес бессменную вахту и погиб под фашистскими бомбами в 1941 году. Но его рейсы - а их свыше восьмидесяти - навсегда остались в истории отечественной науки.

Кроме экспедиций, изучающих поверхностный слой и толщу морских вод, ведутся работы по освоению океанских глубин. Человек упорно, хотя и с большими трудностями, вот уже много столетий прокладывает дорогу в глубины океана. Этот путь - от стеклянного колокола, в котором, согласно легенде, спускался под воду Александр Македонский, до современной подводной лаборатории «Черномор» - был нелегким.

Длительные погружения и опыт обитания людей и жи­вотных под водой приблизили время, когда человек су­меет жить и работать в океане. Перед подводными тружениками откроется перспектива глубинного лова рыбы и добычи продуктов моря, разработки рудников на дне океана и монтажа буровых установок на специальных платформах. Возможно, в будущем подводный транспортный флот станет играть значительную роль в перевозке различных грузов. И тогда потребуются сегодняшние исследования по динамике водной толщи и рельефу морского дна.

В 1970 году большая группа океанологов была удостоена Государственной премии за открытие и исследование ранее не известных подводных противотечений в Атлантике. Одно из них названо именем Ломоносова, другое Антило-Гвианским противотечением. Оба открытия сделаны учеными на борту научно-исследовательских судов «Михаил Ломоносов» и «Академик Курчатов».

Однако капитанам надводных судов не пришлось менять карты течений, хотя после открытия противотечений в Атлантическом океане последовали подобные сообщения из бассейнов Тихого и Индийского океанов. Капитаны могут быть спокойны! Ведь противотечение Ломоносова проходит на глубине свыше ста метров, а Антило-Гвианское - и того больше. Другое дело океанографы - им противотечения принесли немало хлопот. Устарели прежние карты, грандиозное явление природы не вписывалось ни в одну из существующих до сих пор теорий...

Правда, в последнее время сделаны первые шаги в изучении сил, вызывающих эти процессы. Воздействие Луны, влияние Солнца, вращение Земли...

Академик Мстислав Всеволодович Келдыш считал, что дальнейшее изучение движения вод в океанах и морях и создание научных основ для предвидения этих процессов будет иметь «... важное значение для мореплавания... улучшения прогнозов погоды и климата, промысловых прогнозов. Это также позволит выявить огромные пищевые, химические, минеральные и другие ресурсы и выяснить пути их практического использования».

Дальнейшее изучение течений, как и многих других процессов, происходящих в Мировом океане, разработка стратегии и тактики покорения его глубин немыслимы без использования судов науки, оснащенных новейшими измерительными приборами, средствами телеметрии, корабельными ЭВМ. Пришло время технического перевооружения океанологии и ее экспедиционного флота.

...Они плывут морями вокруг планеты. Не перевозят грузы, не добывают рыбу, не совершают круизы и увеселительные путешествия. Белоснежные корабли науки плывут, чтобы составлять карты морского дна, изучать законы миграции рыбных стай, наблюдать за морскими течениями. Они трудятся во имя будущего...