Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Универсальные краны

Развитие броненосного флота, и в особенности создание тяжелых орудийных башен, привело, с одной стороны, к увеличению грузоподъемности старых образцов кранов, с другой - подсказало путь создания так называемого универсального плавкрана. В новой конструкции стрела вращается на 360° вокруг вертикальной оси на специальном поворотном кругу.Морской кран

Чтобы доставить тяжелую деталь или орудийную башню с берега на судно, достаточно только повернуть стрелу вместе с грузом в нужном направлении.

Универсальные краны нашли применение в самых различных областях: при перевалке грузов в портах, гидротехнических работах вдали от берега, в судостроении и аварийно-спасательных операциях.

Однако поворот стрелы с грузом таил в себе и большую опасность: мог возникнуть грозный крен, а с ним и опрокидывание понтона. Требовалось немногое - увеличение его ширины. Но это сразу сказалось на маневренности крана. Кроме того, чтобы предупредить крен, нужно понизить и центр тяжести. Последняя мера связана с уменьшением веса и упрощением конфигурации самой высокой части крана-стрелы, что нежелательно, так как это ухудшает ее качества.

Еще более опасен крен при обрыве груза, когда кран резким скачком переваливается на другой борт. В этот момент как бы распрямляются все напряженные конструкции. Стрела буквально подпрыгивает, заваливаясь на кабину. Подобно гигантскому тарану, начинают раскачиваться грузовые тали с огромным гаком. Их удары способны нанести самые тяжелые повреждения находящимся вокруг конструкциям и привести к опропидыванию плавкрана. И все это происходит в какие-то считанные минуты.

Опасность подстерегает плавучий кран и в открытом море. Испортилась погода: ветер, волны. Усилилась и качка. Она прежде всего отражается на стреле. В таких условиях от нее больше всего жди беды. Поэтому на плавкранах предусмотрены быстрая укладка стрелы на специальную опору и ее надежная связь с поворотным строением.