Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Суда смешанного плавания

Есть другой способ доставки грузов из реки в море на одном корабле. Для этого строят суда смешанного плавания.

Обратимся к географической карте. Реки европейской части России впадают в закрытые моря; гигантскиеСудно смешанного плавания гидроэлектростанции, построенные на них, создали цепь водохранилищ. По этим водным артериям днем и ночью плывут многочисленные суда типа «река - море». Наша страна одной из первых создала целый флот таких необычных кораблей большой грузоподъемности.

В ряде стран суда для смешанного плавания строились как морские корабли сравнительно небольших размеров и грузоподъемности. Это позволило им плавать только в низовьях рек. Отечественные конструкторы пошли по иному пути. Хлопковозы и танкеры, сухогрузы и рефрижераторы в равной степени предназначены как для работы на реках и в водохранилищах, так и для морского плавания. Например, недавно порт Александрия (Египет) принял «Нефтерудовоз-12М», приспособленный для транспортировки жидких и сыпучих грузов. Грузоподъемность судна - 2,7 тысячи тонн, скорость - 10-11 узлов. Это судно выдерживает в открытом море шторм до шести баллов и пятиметровую волну, имеет ледовое крепление и может плавать следом за ледоколом, пригодно и для рейсов по большим судоходным рекам.

Камнем преткновения во время конструировании таких судов было обеспечение прочности при необычном для морских теплоходов низком борте. Затруднения удалось преодолеть благодаря применению высокопрочных низколегированных сталей, выпуск которых освоили металлурги. Гармоничное сочетание металлов различной прочности обеспечивает судам «река - море» минимальный вес, который почти на треть меньше веса судового корпуса из обычной стали.

И все же у конструкторов были всевозможные сомнения: как поведут себя новые суда в речных узкостях, что случится с ними при изрядной морской волне? Чтобы ответить на эти вопросы, они обратились к моделированию. Использовали большие самоходные модели, управляемые по радио. Нужные параметры были получены, затем обработаны и заложены в новых типах кораблей.

Со времени создания первых образцов прошло уже более десяти лет. Накоплен значительный опыт плавания в Каспийском, Балтийском, Черном и Средиземном морях. Суда «река-море» неоднократно попадали в шторм при любых вариантах загрузки, но существенных повреждений не получали. Даже при сильном волнении - восемь-девять баллов они могли продолжать намеченный рейс.

В прошлом были опасения, что интенсивная коррозия в морской воде быстро выведет из строя корпусы, выполненные из низколегированных сталей. Однако опыт показал, что эти опасения в значительной мере необоснованны.

Сейчас суда смешанного плавания получают все большее распространение и на востоке нашей страны. Так, грузовые теплоходы идут от Николаевска-на-Амуре до острова Сахалин. Вскоре в устьях великих сибирских рек появятся специальные грузовые суда ледового плавания.