Морской словарик
Аппарель - въезд, наклонная платформа для погрузки или выгрузки самоходной техники.
Бак - носовая надстройка, носовая часть верхней палубы судна.
Балласт - груз (вода, чугунные чушки, камни, песок), который принимается на борт для восстановления утраченной судном остойчивости при расходовании переменного груза (топлива) или при плавании порожнем.
Бимс - поперечная балка, поддерживающая палубу.
Бофорта шкала - шкала для оценки силы ветра в баллах по его действию на наземные предметы и по волнению моря.
Брашпиль - лебедка с горизонтальным валом в носовой части судна для подъема якорной цепи и якоря, а также для подтягивания при швартовке.
Бульб - утолщение в подводной части носа судна, обычно кругловидное или каплеобразное, которое делается для повышения ходкости судна.
Водоизмещение - основной показатель судна. Количество вытесненной им воды, вес которой равен полному весу судна.
Дедвейт - главная характеристика судна. Соответствует весу груза в трюмах и на палубе, топлива и масла, пресной воды и провизии, принятых на борт. Если вычесть из полного водоизмещения дедвейт, то получится собственный вес судна со всеми установленными на нем механизмами и оборудованием.
Дифферент - разница между осадками носа и кормы судна.
Каботаж - судоходство между портами одного и того же государства. Малый каботаж - в пределах одного моря, большой - нескольких морей.
Катамаран - судно, состоящее из двух корпусов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и связанных одной общей палубой-платформой.
Киль - балка, которая является основным продольным креплением и связью днища судна.
Кнехт - стальные или чугунные парные тумбы, прочно прикрепленные к палубе. Служат для крепления швартовых тросов.
Комингс - вертикальный стальной лист, установленный по периметру люков и других вырезов в палубах судов. Он прочно соединен с настилом палубы. Служит для придания прочности в месте выреза и предохранения от попадания воды внутрь трюмов через люк.
Корвет - трехмачтовый парусный военный корабль в XVIII-XIX веках.
Крыльчатый движитель - механизм, устанавливаемый в днище судна. Имеет вид вращающегося диска вертикальными лопатками, которые поворачивает специальное приспособление. При установке такого движителя вместо винта судно может идти не только вперед и назад, но и в сторону.
Лаг - навигационный прибор, измеряющий скорость хода или пройденное судном расстояние.
«Ллойд» - объединение страховщиков и страховых агентов, возникшее в Лондоне в конце XVII - начале XVIII века. При нем с XIX века существует как самостоятельная организация «Регистр Ллойда» - классификационное общество. Она ведет наблюдение за строительством судов и определяет их пригодность к плаванию, издает ежегодник, в котором даются справки по морским торговым судам всех стран мира.
Мачта - вертикальное рангоутное дерево или стальная сварная труба, устанавливаемая на палубе в диаметральной плоскости судна. Мачты служат для установки на них грузовых стрел, антенн, сигнально-отличительных огней, подъема сигналов. Большинство современных судов имеют две мачты: первая с носа - фок-мачта, вторая - грот-мачта.
Миля - мера расстояния, равная 1,852 километра.
Надстройка - любое закрытое помещение на судне, расположенное выше верхней палубы, идущее от борта до борта.
Непотопляемость - способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или группы отсеков.
Остойчивость - способность судна плавать в прямом положении и возвращаться к нему, как только прекратят действовать внешние силы, отклонившие его от этого положения.
Переборки - перегородки, которые делят корпус судна на изолированные части-отсеки. Бывают поперечные и продольные переборки, последние устанавливаются, например, на танкерах для предотвращения переливания жидкого груза и сохранения остойчивости судна.
Плавучесть - способность судна плавать в определенном положении относительно поверхности воды, неся на себе все грузы.
Подруливающее устройство - механизм, представляющий собой горизонтальную трубу с установленным в ней винтом с электромотором, которая проходит в подводной части корпуса поперек всего судна.
Понтон - судно упрощенной формы, которое служит основанием для морских кранов и других вспомогательных плавсредств.
Рангоут судовой - круглые деревянные брусья, служащие для установки грузоподъемных устройств и т. д.
Регистровый тоннаж - результат измерения внутреннего объема судна, выраженный в условных единицах - регистровых тоннах. Одна регистровая тонна равна 2,83 кубометра.
Рубка - надстройка на палубе, имеющая ширину меньше ширины судна.
Руль - приспособление для управления судном. Состоит из вертикальной части - пера руля и поворотного вала - баллера.
Стрелы грузовые - приспособление для подъема тяжести, которые крепятся на мачтах и работают в комплексе с грузовыми лебедками и необходимым такелажем,
Танк - помещение для жидкого груза между палубой и днищем. Обычно в поперечном сечеких судно делится на два бортовых и один центральный танки, а по его длине делают 5-10 танков.
Твиндек - межпалубиое пространство, которое используется для перевозки грузов и размещения различных служебных помещений на судне.
Трюм - пространство для груза между самой нижней палубой и двойным дном на сухогрузных судах.
Узел - мера скорости движения судна. Один узел равен одной морской миле в час (1,852 км/час).
Управляемость - способность судна изменять направление движения при перекладке руля и двигаться прямолинейно при положении руля в диаметральной плоскости.
Фрегат - трехмачтовый парусный военный корабль.
Ходкость - способность судна развивать определенную скорость при данной мощности главного двигателя.
Швартовы - тросы, при помощи которых судно швартуется (крепится) к причалу, берегу, другому судну.
Шлюп - военный корабль времен парусного флота, применялся как экспедиционное судно.
Шпангоут - основная часть набора судна, придающая ему поперечную прочность; ребра, к которым крепится обшивка.
Шпиль - машина с вертикальным валом, устанавливаемая в кормовой части судна. Служит для подтягивания швартов.
Штевень - кованые, литые, сварные вертикальные или наклонные балки в оконечностях судна. Форштевень находится в носу, ахтерштевень - в корме. Последней служит опорой для руля и винта.
Штормтрап - лестница из растительного троса с деревянными ступеньками (балясинами), опускаемая по наружному борту для подъема или спуска с судна людей в катер (или шлюпку).
Ют - кормовая надстройка (кормовая часть) верхней палубы судна.