Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Как доковались раньше

Какая работа считалась самой тяжелой у пиратов? Огорчим любителей романтики - это было не лазанье наКренгование бом-брам-стеньгу и не опускание фок-марселя в шторм, и даже не абордаж вооруженного купеческого судна. Самой тяжелой работой было кренгование. Что же это такое?

... С лодками было просто - вытащил на песок и перевернул. Корабль приходилось подводить поближе к берегу, снимать все, что можно, закреплять за мачты канаты и наклонять так, чтобы обнажилось днище. Вот это и есть кренгование. Можно быть уверенным, что «джентльмены удачи» никогда не осматривали горизонт так внимательно и не очищали купеческие корабли так тщательно, как они осматривали днища своих фрегатов. Ведь от этого зависела скорость судна, а от нее - победа в бою или удачное бегство.

Прошли годы, фрегаты ушли в прошлое, пар заменил паруса, сталь - дерево, но по-прежнему нужно осмотреть, очистить, окрасить днища всех судов - катера, супертанкера, крейсера.

Когда корабли стали такими большими, что вытаскивание их на берег даже с помощью различных устройств сделалось невозможным, появились специальные ямы-котлованы (по-голландски «доки»). Во время прилива док заполнялся водой, вместе с ней заходило и судно. При отливе вода уходила, и судно садилось на специальные подставки - кильблоки. Ворота, соединяющие док с морем, закрывались.

Такие сооружения служили очень долго, но требовали большого объема работ, к тому же не каждый участок берега годился для строительства дока. Для сравнения приведем размеры современного дока, не так давно вступившего в строй в Сан-Назере, во Франции. Длина дока-гиганта - 875, ширина - 70 метров. В нем могут строиться танкеры дедвейтом до 500 тысяч тонн. Док оборудован краном грузоподъемностью 750 тонн.