Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Ледокол Ермак

Первым, кто высказал идею о возможности постройки ледокола для достижения Северного полюса, был адмирал С.Легендарный ледокол Ермак О. Макаров, замечательный человек, соединивший в себе талант флотоводца и ученого. После тщательного изучения существующих ледоколов, он понял, что для развития морских сообщений с Сибирью необходим ледокол нового типа, предназначенный специально для плавания в тяжелых льдах. Одновременно такой ледокол, по мысли автора, должен был обеспечить и круглогодичную навигацию в Петербурге. И в марте 1897 года С. О. Макаров предложил построить ледокол для плавания в арктических льдах вплоть до Северного полюса. По его расчетам на это потребовалось бы ледоколу 15 суток. Смелый, дерзновенный проект!

На определенном этапе создания ледокола «Ермак» в него вложил свой труд и другой выдающийся отечественный ученый, имя которого известно каждому из нас со школьной скамьи. Дмитрий Иванович Менделеев был необычайно разносторонним человеком, круг интересов которого выходил далеко за пределы химии. С его именем связано создание первого бассейна, в котором испытывались модели кораблей, гребных винтов и исследовалось сопротивление воды движущимся телам. В этом бассейне проводились также испытания модели ледокола «Ермак».

Интересна одна особенность проектирования «Ермака». В то время наука о непотопляемости судов еще не была развита, но возможность больших повреждений корпуса во льдах ясна была всем. Поэтому Макаров изготовил в масштабе 1:48 модель, разделил ее внутри переборками и уравновесил. Все отсеки модели имели отверстия, закрываемые пробками. Последовательно вынимая пробки из отверстий, ведущих в соответствующий отсек, Макаров доказал непотопляемость «Ермака» при повреждении одного или двух отсеков.

Д. И. Менделеев создавал и свой проект ледокола. Уже в наши дни в архивах ученого была найдена тетрадь с черновыми эскизами и подробными расчетами судна для исследования Арктики. В Ленинградском кораблестроительном институте, сообразуясь с этими работами сделали модель ледокола. Она успешно прошла испытания в опытных бассейнах - судостроительном и ледотермическом. Даже сегодня ледокол Менделеева отвечает требованиям, которые предъявляются к судам такого типа.

Однако в те годы был построен лишь «Ермак». В январе 1899 года ледокол вышел на заводские испытания во льды Финского залива и Арктики. На испытаниях допускался удар с полного хода в лед любой толщины. И ледокол «Ермак» выдержал с честью все.

Трудно было Макарову осуществить эту смелую идею в условиях царской России. На его первой докладной записке один из чиновников морского министерства написал: «Может быть, идея и осуществима, но так как она никоим образом не может служить на пользу флоту, то морское министерство не может оказать содействие адмиралу ни денежными средствами, ни тем более готовыми судами, которыми русский военный флот вовсе не так богат, чтобы жертвовать их для ученых и к тому же проблематических задач».

Первоначально «Ермак», по настоянию английских консультантов, был построен с носовым винтом. В 1899 году, сразу после сдачи судна, оно легко преодолело льды Финского залива и полностью окупило все расходы на его постройку (полтора миллиона золотых рублей). Ледокол принял участие в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который стоил 4500 тысяч руб­лей, и 50-ти пароходов, застрявших во льдах. Тогда же «Ермак» вошел и в историю радио. На нем была принята первая радиограмма, содержавшая просьбу о помощи терпящим бедствие рыбакам. Радиограмму отправил сам изобретатель радио - Александр Степанович Попов.

Как и другие суда того времени, «Ермак» был пароходом. Паровые машины тройного расширения приводили в действие три винта. Котлы были спроектированы для работы на угле и почти половину длины судна вдоль бортов забирали угольные бункера. Почти 100 кочегаров перебрасывали уголь к топкам котлов.

Пробное плавание «Ермака» в Арктику в 1899 году показало непригодность носового винта для ледоколов полярного плавания. Нос судна был переделан, он приобрел четко выраженную клинообразную форму как в вертикальных, так и в горизонтальных сечениях, и был значительно укреплен. «Ермак» является первым ледоколом русского типа с клинообразным носом и кормой, с большим развалом бортов, при котором поперечное сечение ледокола имеет форму трапеции. Затем в русском флоте появились ледоколы «Малыгин», «Сибиряков», «Русанов», которые проводили в Архангельск караваны судов. Сам «Ермак» за первых 12 лет своей работы провел сквозь льды более тысячи судов.

В 1918 году «Ермак» принимал участие в проводке кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. С 1934 года ледокол ежегодно проводил суда в Карское море и в море Лаптевых, а спустя четыре года вновь заставил говорить о себе весь мир, сняв папанинцев с дрейфующей станции «Северный полюс».

В годы Великой Отечественной войны «Ермак» нес нелегкую боевую вахту, проводя корабли суровой зимой 1941-1942 годов.

Две высокие трубы «Ермака» долго служили своеобразным ориентиром для проводимых им в разные годы многих десятков караванов. Трудовой путь ледокола закончился уже в послевоенное время, когда ему на смену начали поступать новые суда, а прослужил он ни много ни мало 64 года - случай, беспрецедентный в истории ледокольного флота.

Конструкция «Ермака» была настолько совершенной, что практически все большие ледоколы подобного типа, построенные до пятидесятых годов, лишь несколько улучшали ее. Однако развитие техники показало, что необходимо резко улучшить качество ледоколов. Ледоколы старой постройки «Красин», «Сибирь» даже после модернизации и замены угля нефтью не могли решить поставленные перед флотом задачи. Отечественный флот накопил опыт эксплуатации дизель-электрических ледоколов с носовыми винтами типа «Уинд» - американской постройки и «Капитан Белоусов» - финской.

По заказу в Финляндии был построен ледокол русского типа - «Москва». Это современное судно, значительно превосходящее своего предка. Мощность дизелей - 26 тысяч лошадиных сил, длина - 112 метров, ширина - 23,5 метра, водоизмещение - 13 290 тонн. Форма корпуса почти такая же, как у «Ермака», и лишь форштевень в своей нижней части приобрел ледовый ограничитель - вертикальный уступ высотой около метра.