Репортаж из будущего
...В штабе руководства операциями по борьбе с загрязнением моря в этот день ничто не предвещало беспокойного дежурства. Но в 11 часов неожиданно поступил тревожный сигнал: «Танкер под флагом Либерии, грузоподъемностью 10 000 тонн, в результате посадки на каменистый грунт получил пробоины в двух центральных и двух танках левого борта. В море вылилось около 1000 тонн нефти. Образовавшееся нефтяное пятно диаметром больше километра движется в сторону берега...»
Прежде чем ликвидировать нефтяное пятно, нужно, по меньшей мере, сначала обнаружить его в море.
Нефть не стоит на месте. Она дрейфует по воле волн, ветра, течений. Порой о ее местонахождении узнают лишь после того, как волны вынесут ее на берег, и нефть покроет траурным покрывалом пляжи или погубит устричные и мидиевые плантации...
Наконец зафиксировали в море пятно выброшенной танкером нефти.
С момента получения сигнала прошло не так много времени, а метеослужба уже обеспечила дежурного точными сведениями о состоянии моря, скорости и направлении ветра в районе аварии и прогнозом дрейфа нефтяного поля. Внимательно ознакомившись с ними, дежурный принял решение ликвидировать разлив нефти.
В море ушел нефтесборщик корабль-матка «Гелио». Этот морской катамаран оборудован всем необходимым для ограждения и ликвидации нефтяного пятна: и навесными средствами, и легким поплавковым устройством для сбора нефти, и боновыми заграждениями - обычными, из пластмассы, и огнестойкими из металла и наконец четырьмя НМС. Два из них сепараторного типа и один - адгезионного. Последний с лентой из синтетического материала, который, в зависимости от температуры меняет свои адгезионные свойства. Такая лента, проходя через зону обогрева, легко расстается с нефтью и вновь готовая для захвата следующей порции.
Четвертый - катер-буксировщик с бункерами, наполненными специальным пластиком, который перед употреблением растворяется в составе типа ацетона. Нефтяное пятно покрывается им из распылителя и после затвердения образует паутинообразный плот. Катер буксирует его к берегу.
Придя на место разлива, морской катамаран приступил к работе. Через несколько часов в штаб поступила радиограмма: «Разлив нефти ликвидирован. Следую курсом порт приписки...»