Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Глубоководные подлодки

«Алвин»Экспериментальные подводные лодки обладают прочным корпусом. Он выполнен в виде цилиндра со сферами на концах. На него одевается легкий корпус, который имеет, хотя и упрощенную, но все же привычную нам форму, свойственную надводным судам. Подъем и спуск обеспечивают цистерны и твердый балласт.

Считается, что подобные подводные суда более безопасны, чем аппараты с шарообразной гондолой. Однако последние менее громоздки и более маневренны.

В 1966 году аппарат «Алвин» и подлодка «Алюминаут» принимали участие в поисках американской водородной бомбы, упавшей возле берегов Испании. «Алвин», доставленный, к слову сказать, к месту поисков транспортным самолетом, оказался более удачливым. Зато ему не повезло спустя год, когда аппарат был атакован на глубине 540 метров в Атлантическом океана 90-килограммовой меч-рыбой. На большой скорости она пошла в лобовую атаку и своим мечом нанесла повреждение, да так и застряла. Пришлось немедленно всплывать с неожиданным уловом на борту. Подобным же образом был продырявлен легкий корпус мезоскафа «Бен Франклин» во время его путешествия по Гольфстриму.

Среди мирных субмарин, работающих на глубинах до одного километра, наиболее известны наша подлодка Исследовательская подводная лодка Катран«Северянка» и французское «плавающее блюдце» - «Дениза».

В 1957 году подводная лодка «Северянка» было переоборудована и передана ученым, которые первыми в мире стали изучать непосредственно в глубинах моря поведение косяков рыб, повадки планктона, образ жизни медуз.

После реконструкции несколько изменился внешний вид лодки. В корпусе «Северянки» прорезали иллюминаторы, на носу установили телепередатчик и прожектор. Внутри оборудовали новейшую навигационную аппаратуру, приборы, позволяющие находить косяки рыб, механизмы для взятия пробы грунта со дна моря.

В конце 1968 года подводная лаборатория вышла в море. Под водой был проведен комплекс океанографических и океанологических наблюдений. Уже первое плавание показало высокую эффективность «Северянки». Данные, полученные учеными, расширили наши представления о жизни рыб. Это в свою очередь позволило выдать рекомендации, касающиеся оптимального выбора глубин и скоростей траления при промышленном лове в открытом море.

Во время рейса пополнились и знания мореведов. Собраны ценные сведения о температуре воды, ее солености и содержании кислорода, а также о глубине проникновения света в ней. Кроме того, производилось измерение радиоактивности морской воды.

«Дениза»Если «Северянка» - наибольшая из исследователь­ских лодок, то «плавающее блюдце» «Дениза», подводный полет которой все с интересом наблюдали на экранах телевизоров, - одна из наименьших. Это очень компактный аппарат, диаметр которого менее трех метров. В «блюдце» в положении лежа одновременно могут находиться всего лишь два исследователя. «Дениза» приводится в движение и управляется с помощью двух сопел, из которых бьют струи воды, подаваемой под напором насосом. Поворотом сопел осуществляются и погружение, и всплытие, и вращение. Чтобы изменить глубину погружения в больших пределах, на «Денизе» используют водяной балласт.

Необходимо отметить, что та легкость, с которой минилодка парит над дном, в значительной мере объясняется ее тщательной балластировкой: перед погружением взвешивают не только установленные на ней приборы, но и ее экипаж. Соответственно показаниям весов изменяют количество твердого балласта на борту «плавающего блюдца».

В последние годы для изучения работы трала на глубине и решения других задач используется подводный аппарат «Север-2», который оборудован мощным спускоподъемным устройством. От своего предшественника гидростата «Север-1» новый аппарат отличается полной автономностью и размерами. Сочетание иллюминаторов и подводных светильников обеспечивает эффективное наблюдение и съемку объектов исследования.

Конструкторы «Севера-2» позаботились и о безопасности, и об удобстве экипажа, который размещается отдельно от аппаратуры в специальной гондоле, снабженной креслами с откидывающимися спинками по типу самолетных.

Для работы на больших глубинах ныне созданы десятки различных субмарин.

Характерно, что большинство конструкций комбинированные: части, работающие под давлением, выполняются стальными, остальные из стеклопластика. Одни из них предназначены для научной работы или наблюдения за косяками рыб, другие - для эксплуатации подводных сооружений, третьи имеют спортивное назначение либо служат для прогулок под водой.