Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Автомобилевозы

Для трейлеровозов основной груз тот, который перевозится в машинах, а для автомобилевозов - сами автомашины. Еще несколько лет тому назад для их перевозки использовались лишь обычные суда, в крайнем случае дооборудованные дополнительными палубами. Сегодняшний автомобилевоз - специализированное судно, которое отличается и своим видом, и своим устройством даже от близких к нему по типу трейлерных судов.Рампа для погрузки автомобилей в автомобилевозе

Вот почему, рассказывая о том, что отличает автомобилевозы, мы сошлемся на норвежское судно «Нопал Аргус», которое может на своих 12 грузовых палубах доставить в порт назначения около 3 тысяч легковых машин. «Нопал Аргус» в прошлом - обычное сухогрузно судно. Оно было построено в городе Николаеве и продано советским внешнеторговым объединением «Судоимпорт» норвежской фирме.

Сухогруз превратился в автомобилевоз. Реконструкция не коснулась лишь корпуса и машины. Коренным пределкам подвергались трюмы: в них установили дополнительные палубы. Мачты, рубки и другие надстройки были срезаны. Почти по всей длине судна прошла нова многоярусная надстройка, благодаря которой высота борта удвоилась и достигла 25 метров. Машины, включая автобусы, доставляются на борт своим ходом по наклонным погрузочным рампам и с помощью специальных лифтов грузоподъемностью 12 тонн, а легковые - своим ходом по наклонным пандусам.

В связи с повышенной опасностью усилена и противопожарная охрана судна. Создана мощная вентиляционная система, обеспечивающая до 20 обменов воздуха в час; имеются широко разветвленные установки для подачи углекислого газа к месту, многочисленные противопожарные занавеси. Аналогичная конструкция и у специально построенных автомобилевозов. Например, датское судно «Диви Скагерак», которое может перевезти на своих 12 палубах 3800 легковых автомашин.

Кстати, не все палубы «Диви Скагерака» постоянные. Часть из них представляет собой подвешенные на цепях подъемные платформы. При перевозке автобусов или грузовиков цепи подтягиваются специальными лебедками. Когда палубы поднимаются к потолку, то вместо трех помещений по 1,7 метра высотой образуется одно пятиметровое. Посредине судна проходит лестничная клетка для машин. На смену обычным лестницам пришли пандусы, по которым автомобили могут «взобраться» на нужный этаж. Переставная бортовая аппарель для погрузки и разгрузки может крепиться к необходимому этажу.

Одной из важных характеристик любого судна является его парусность: площадь борта над водой, на которую давит ветер. Чем парусность больше, тем сложнее управлять судном, так как ветер его сильнее поворачивает и раскачивает.

На автомобилевозах судостроителям пришлось дополнить обычные рули. В носовой части устанавливается подруливающее устройство - труба, идущая с борта на борт, с винтом посредине. Засасывая воду с одного борта, выбрасывая ее с другого, это устройство помогает поворачивать судно при любой скорости.

Второе усовершенствование автомобилевозов - это успокоители качки. Ведь чем выще судно, тем больший его размах при качке, тем большие силы инерции возникают в грузе, особенно на верхних палубах. Поэтому так важно уменьшить качку. Для ее ограничения и применяются бортовые успокоители. Они выдвигаются из борта и по своей конструкции напоминают плавники рыб. Используется и другое - цистерны. В них накачивается вода, которая и противодействует крену. Бортовые успокоители и противокреновые цистерны как бы гасят качку, снижая ее в 4-5 раз.

На морских дорогах появились и различные комбинированные суда. Например, балкеры, которые везут в Японию руду, а на обратном рейсе опускают на цепях целую этажерку платформ, забирая на них сотни автомашин.

Автомобилевозы приходят и на реки. По Волге плавает специализированное судно для перевозки «Жигулей».