Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Арктические будни

Еще несколько десятилетий тому назад каждый рейс на Север был подвигом. Борьба со стихией требовала большого напряжения человеческих сил.Ледокол Сибиряков

Одним из первых в летописи ледовых боев стоит имя ледокола «Сибиряков». Судну угрожал ледовый плен. Сначала в открытом море обломались бронзовые лопасти винта. Моряки с честью вышли из, казалось бы, безнадежной ситуации. Они на себе перенесли в мешках запасы угля с кормы на нос. Корма поднялась. За борт спустились механики, поставили на место новые лопасти, закрепив их гайками, каждая из которых весила несколько килограммов. Подобного ремонта в море не знала история судовождения. Работа проходила в небывалых условиях - качка, холод.

Неудачи упорно преследовали ледокол. На следующий день оторвалась одна из новых лопастей. Затем сломался упорный подшипник. В носовой части судна появилась течь.

18 сентября 1932 года всего лишь 100 миль отделяли ледокол от Берингова пролива. Казалось, все беды позади, но вдруг странный удар потряс судно. Лопнул конец гребного вала, и винт «Сибирякова» пошел ко дну. Первоклассная стальная конструкция, имеющая в месте поломки около полуметра в диаметре, не выдержала силы арктического льда.

«Было очень досадно: топлива достаточно, машина в полной исправности, а двигаться нельзя, - писал один из участников похода Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель, - машине нечего крутить - винта за кормой нет. Кругом тяжелый лед. Решили и его взять в помощники. Стали подтягиваться за расположенные впереди поля. Уходили вперед, тащили стальные тросы, крепили их за лед или ледовые якоря, и, пользуясь паровой лебедкой, пытались подтянуться. Нельзя сказать, чтобы это был лучший из способов кораблевождения. Не все полыньи и трещины проходили у нас по курсу. «Сибиряков» едва двигался, а когда корабль движется медленно, он плохо слушается руля. Одним словом, без руля и без ветрил... Впрочем, почему без руля и без ветрил?

Первым человеком, кому пришла в голову мысль поставить парус, оказался Владимир Юльевич Визе. Он высказал эту идею старшему помощнику. Через несколько часов все шесть угольных брезентов и столько же шлюпочных парусов были подняты на мачтах «Сибирякова».

Зрелище было почти фантастическое - под черными парусами, со скоростью девять миль в день, ледокол медленно и упорно двигался на восток, завершая сквозной арктический рейс в одну навигацию».