Сайт о кораблях и их роли в современном мире

НМС выходит в море

По принципу улавливания нефти НМС разделяются на два основных типа. Один использует принцип адгезии:Нефтемусоросборщик прилипания и впитывания, другой - отстоя. Успешная работа последних, как свидетельствует название, связана с естественным отстоем нефти на поверхности воды.

Пожалуй, такие НМС даже больше зависят от него, чем нефтеловушка. А раз так, то первыми оказались не у дел те НМС, у которых сразу за приемником размещался насос, перемешивающий всю принятую нефтеводяную смесь. За ними исчезли и сборщики, у которых прием нефти осуществлялся через отверстия на уровне ватерлинии, куда нефть попросту подтекала во время движения судна.

Современные НМС приняли на вооружение специальное устройство, которое автоматически поддерживает постоянную толщину слоя поступающей внутрь воды. В комплексе с ним работает многокаскадный сепаратор. Насос переместился, так сказать, в хвост всей системы и откачивает воду только из последнего каскада. Это обеспечивает максимальное сохранение естественной сепарации и предохраняет нефть от перемешивания с забортной водой. Они снабжены не только цистернами для отсепарированной нефти, но и специальными устройствами для сбора различного твердого мусора.

Такие НМС могут работать даже при волне полуметровой высоты, а оригинальная конструкция винта, который служит и движителем, и насосом, позволяет с успехом маневрировать в тесноте акваторий портов и прибрежной полосы. При необходимости можно переключить всю мощность НМС на «подтягивание» нефтяной пленки и мусора к приемному устройству. Недаром этот тип НМС, созданный в Центральном Черноморском проектно-конструкторском бюро, получил высокую оценку не только в нашей стране, но и за рубежом.

Схематически устройство НМС можно описать так. Нос катера раскрывается вокруг вертикальных осей, образуя распахнутую «пасть». Борта двойные, в них находятся воздушные отсеки, поддерживающие среднюю часть - «ванну» из нескольких отделений, каскадов. В ее носовой части находится мусороуловитель и емкость для него, а также устройство для пропуска только верхней тонкой пленки воды вместе с нефтью. На корме располагается рулевая рубка, под ней размещается мотор, который приводит в движение винт, помещенный в канале под днищем. Канал идет от последнего каскада или отделения ванны и заканчивается в корме двумя рулями в форме полуцилиндра. Если рули стоят прямо, струя проходит между ними; при сдвижке одного - НМС поворачивается. При соединении двух рулей вместе струя от винта придает НМС задний ход. Описанная конструкция позволяет мотору работать на полную мощность при любой скорости хода.