Как развивались танкеры
Танкеры имеют сплошную палубу и многочисленные переборки, люки им не нужны. Такая конструкция обеспечивает судну непотопляемость и хорошую остойчивость. Но рейс на рейс не похож. Если корабль попадет в шторм и окажется непрочным в продольном направлении, то волны попросту разломают его корпус, если в поперечном - сомнут мощными боковыми ударами; и, наконец, могут не выдержать волнового напора его отдельные секции.
Самым сложным оказалось сопротивление разлому корпуса. Как избежать его? При проектировании танкера «Дело» использовали схему продольной системы набора, по которой и в наши дни строятся все нефтеналивные суда. Если раньше балки, словно ребра исполинской рыбы, главным образом располагались поперек судна, обеспечивая ему прочность в этом направлении, то на танкерах они устанавливаются вдоль конструкции. Рациональность такой схемы подтвердилась полувековым опытом эксплуатации танкера «Дело».
Лишь значительно позже, в 30-х годах, построенные подобным образом суда появились за рубежом. Тогда же разработали и специальный тип танкеров: трехостровные транспорты с подвесными цистернами. Это были в основном дизельные суда водоизмещением 10 000 тонн, скоростью 10 узлов. Машинное отделение у них располагалось в корме, над ним - каюты команды. Под капитанским мостиком над средней надстройкой жил командный состав.
Грузовые танки делились на две половины продольной переборкой. В каждой половине между ней и палубой выделялась верхняя примыкающая к борту четвертушка - летние цистерны. По длине судна устанавливалось от шести до десяти поперечных переборок. Название и назначение таких цистерн связано с тем, что судам разрешалось плавать с различной нагрузкой зимой и летом. Зимой на борт брали меньше груза и принимали его только в основные танки. Летом заполнялись и подвесные цистерны.
Подобным образом транспортировали и тяжелые нефтепродукты. Мазут перевозили только в основных танках, а бензином и керосином заполняли все емкости. Груз выкачивали судовыми насосами, которые были установлены в помповом отделении и соединялись трубопроводами со всеми танками.
Танкеры имеют большую осадку, и во время шторма волны, разбиваясь о бак, покрывают водой и пеной всю палубу. Поэтому все три надстройки соединялись переходными мостиками. Здесь также были проложены кабели, трубы парового отопления и газоотводы, идущие из танков к мачтам. По ним удалялись на безопасное расстояние испаряющиеся нефтяные газы.
Принятые меры значительно повысили противопожарную безопасность на танкерах. Суда, построенные до 1939 года, как показал опыт второй мировой войны, оказались надежными и оставались на плаву после значительных повреждений от минно-торпедных ударов, нанесенных по ним с воздуха или из-под воды.
До пятидесятых годов размеры танкеров увеличивались незначительно, но уже к этому времени стало ясно, что сооружение с подвесными цистернами само по себе сдерживает их рост. Конструкторы создали новую систему с двумя продольными переборками, в которой центральные танки занимают почти половину ширины судна. А боковые, заменившие летние цистерны, представляют как бы двойные борта. Такое размещение переборок значительно повысило прочность корпуса, и сейчас подобным образом строятся все танкеры, независимо от их размеров.
Величина этих судов растет все стремительнее, так как после второй мировой войны жидкое топливо и газ заняли ведущее место и как химическое сырье, и как основной источник энергоснабжения в мире.