Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Как работает док

Он состоит из одного или нескольких понтонов с башнями по бокам. Имеет обычно три палубы - палубу понтона, называемую стапель-палубой, верхнюю или топ-палубу правой и левой башен, и внутреннюю палубу в башнях, под названием палубы безопасности. Каждая из них несет свою службу. На стапель-палубе находятся кильблоки, на которых устанавливается ремонтируемое судно; на топ-палубе расположены устройства для ввода судов; палуба безопасности отделяет верхние части башен (тут расположены машинно-котельное, служебные и жилые помещения) от балластных - водяных отсеков.Доковая палуба плавучего дока

Прежде чем поднять судно, ему готовят «постель». Каждое судно имеет специальный доковый чертеж, на котором подробно показано, какой формы днище, где на нем отверстия и устройства, куда могут приходиться кильблоки. Сообразуясь с этим чертежом, капитан дока, называемый докмейстером, решает сложную задачу, расставляя кильблоки так, чтобы удержать судно, не повредив ни его, ни свой док. По 100-200 тонн выдерживает каждый кильблок, но в случае ошибки в установке вопьется в днище, как подводный камень.

После того, как «постель» подготовлена, док погружается. Только один метр башен остается над водой, узкими полосками выступают они перед подводимым судном. Корабль подтягивается к доку, с кормы которого на нос судна подаются швартовые концы. С этого момента постепенно начинается заводка: кормовые шпили выбирают концы, и нос корабля заходит в док. Потом концы переносятся на средние шпили и, наконец, на носовые. Корму судна все это время удерживает примерно посредине дока буксир. Когда же все судно вошло между башнями, оно раскрепляется тросами и начинаются одновременно две важные операции: подъем и центровка. Ремонтируемое судно и по длине, и по весу часто больше дока, поэтому установить его необходимо тщательно. Расхождение между серединой дока и судна допускается всего 0,3 метра. Для этого по носу и корме судна протягиваются мерные шнуры или рейки. Все время, пока выкачивается вода из балластных отсеков дока (а это длится 1-2 часа), судно удерживается в этом положении. Докмейстеру приходится следить, чтобы судно коснулось всех киль-блоков сразу. Иначе многотонная масса упрется только носом и, словно спичечные коробки, один за другим разрывая стальные стяжки, начнут падать кильблоки. Должен докмейстер следить и за тем, чтобы док сохранял прямолинейность, иначе может лопнуть его палуба или днище.

Необходимость соблюсти все эти условия превращают подъем судна даже в хорошую погоду в сложную инженерную операцию. Еще труднее выполнять ее при ветре или зимой, в ледовых условиях. Правда, док ставится обычно в защищенной от волн гавани, а подъем судна производится только при ветре до 5 баллов. Но и пятибалльного ветра, дующего в борт судна, достаточно, чтобы при малейшем упущении докмейстера лопнули стальные тросы и заскрипело, заскрежетало железо по железу, навалилось судно на док, сметая своим бортом все, что есть на топ-палубе. Здесь не поставишь толстых тросов: швартовные концы должны быть гибкими и удобными в работе. И трос идет всегда с дока на судно.

Стремясь облегчить заводку судов, применяют специальное устройство на башнях дока, устанавливают втяжные тележки, снабженные крюком, на который набрасывается конец. Двигаясь с кормы в нос, тележки буксируют судно внутрь дока. Лишь только после того, как стапель-палуба покажется из воды, можно вздохнуть с облегчением и сказать, что подъем окончен.