Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Танкеры не для нефти

Громкая слава нефтеперевозчиков затмила успехи танкеров, перевозящих другие жидкости. Хотя и их размеры ещеТанкер для химических грузов лет двадцать назад казались весьма приличными. К ним относятся суда для перевозки бензина, керосина, лигроина, химических и пищевых продуктов, спирта, вина. Для транспортировки последних сейчас уже создана целая флотилия. Она перевозит вино из Северной Африки в Европу. Танки этих судов покрываются специальными составами, чтобы вино не окислялось и не теряло вкуса, цвета. Виновозы снабжаются специальными насосами, позволяющими выбирать вино насухо из танков, самих насосов и из труб.

Не обходятся такие перевозки без курьезов. К их числу можно отнести случай, когда, как сообщил недавно журнал «Морской флот», около испанского порта Аликанте сел на мель пароход «Дон Хозе» под панамским флагом. Чтобы сняться с мели, экипаж его вынужден был выпустить 40 тысяч литров красного вина. Вода в море на большом пространстве окрасилась в красный цвет. А рыбаки потом два дня черпаками вылавливали захмелевшую рыбу.

Во многих странах уже всерьез подумывают над промышленным экспортом пресной воды. Появилась информация о том, что создана компания, которая готовится вывозить воду с острова Южный (Новая Зеландия) на материк, в Западную Европу. Островная вода отличается высокой чистотой и замечательным вкусом. Танкеры для ее перевозки будут оборудованы специальной установкой, обеспечивающей сохранение вкусовых качеств и свежести воды.

Строятся также суда для перевозки различного рода кислот, щелочей и т. д. Созданы так называемые порционные танкеры, которые могут принимать разнообразные грузы в нескольких портах и выдавать их частями в местах доставки. Международные правила требуют специальных конструкций для транспортировки ядовитых грузов. Требования эти зависят от степени их опасности. Поэтому суда для перевозки химикатов имеют мелкие и разнообразные емкости.

Так, транспорт «Пост Челленджер» имеет дедвейт 15 000 тонн, четыре насосных отделения и 41 танк. В это число входят и четыре танка с двойными стенками для ядовитого вещества и четыре - цилиндрических. Часть емкостей сделана из нержавеющей стали, другие - защищены напыленным цинком, окрашены эпоксидными смолами, стойкими красками. При погрузке необходимо убедиться в совместимости ядохимиката с тем сортом краски, которой покрыт выбранный танк.

Очень сложным на этих судах является устройство трубопроводов, проходящих только через свои танки. Такие корабли могут перевозить до 20 сортов различных опасных грузов одновременно. Размеры химиковозов растут. Сейчас строится подобное судно дедвейтом более 50 000 тонн.