Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Морские пожары

Статистика морских катастроф неумолимо свидетельствует, что только за последние десять лет от огня пострадалоТушение морского пожара свыше 4 тысяч судов мирового флота. Более четверти из них были уничтожены полностью. Пожары возникали в каютах и трюмах, в машинных отделениях и танках. Загорались неказистые металлические ящики с отработанной ветошью и тысячетонные горы хлопка, коварная аммиачная селитра и внешне безобидный жмых. На 1,5 процентах всех судов мира звучал сигнал пожарной тревоги. Пожары на судах возникают по многим причинам: 15,4 процента приходится на забытые сигареты, оставленные без присмотра утюги, не вытертые вовремя растворители. 14 процентов происходит из-за пробоев изоляции, искр со щеток электромоторов, рубильников, выхлопных труб. 15 процентов составляет химический фактор - пожары от самовозгорания. Эти последние - самые коварные, самые трудные для тушения.

Маленький дымок, курящийся над самовозгоревшимся грузом, может в любую минуту вырваться из трюма многометровым языком пламени.

Вот как протекает обычный «джутовый пожар». Судно стало под разгрузку, внешне все в порядке. Открыли люк, из него пошел дымок; скорее сорвали верхний слой кип, чтобы увидеть очаг огня, и сразу вспыхивает многометровое пламя. В открытый люк на горящий груз обрушивают потоки воды. Пламя исчезает. Трюм герметизируют: закрывают люки, лючки, вентиляторы, конопатят щели и отверстия. В горящий трюм под давлением подают углекислый газ или пар. Так продолжается сутки, другие... По всем правилам горящие кипы должны были давно погаснуть. Но стоит открыть трюм, и огонь вспыхивает с новой силой...

Если пожары от самовозгорания самые коварные, то пожары, возникающие по небрежности, пожалуй, самые дорогостоящие.

...Бедствовал пароход «Превезе». На месте аварии а океане «Черняховск» подобрал 31 турецкого моряка. Аварийная партия - 11 моряков - в сложнейших условиях высадилась на борт горящего судна. Борьба с огнем длилась 24 часа! Пожар был потушен. «Черняховск» лег на курс. Но что это? В эфире вновь прозвучал сигнал «SOS»! На этот раз просило помощи греческое судно. «Черняховск» подошел к объятому пламенем кораблю. Волнение моря достигло шести баллов...

Многие газеты мира обошли в те дни сообщения о подвиге черняховцев. После этого популярность теплохода среди моряков может сравниться лишь с популярностью в 30-годах другого судна - танкера «Советская нефть». Под командованием нашего земляка, одного из представителей славной династии капитанов Алексеевых, моряки сняли тогда всех пассажиров с горящего французского лайнера «Жорж Филиппар».

Порой однако случается и так: пожар удалось потушить, но стоимооь разрушений (от огня гибнут самые дорогие части судна - жилые помещения) «перечеркивает» в сметах целесообразность ремонта.

Статистика свидетельствует, что довольно часто огонь вспыхивает именно тогда, когда судно находится на ремонте, и противопожарная автоматика, естественно, бездействует.

Так случилось 9 января 1972 года с лайнером «Куин Элизабет» - одним из крупнейших пассажирских судоз мира - во время его стоянки на ремонте в гавани Гонконга. Пожарные катера и самолеты не смогли справиться с огнем.

Горят не только надводные суда. Пожар в батискафе «Триест II» возник летом 1964 года, в 220 милях к востоку от Бостона. Причина - короткое замыкание.

Самым лучшим выходом из положения является строительство судов из негорючих материалов. Эта задача, как показала жизнь, без помощи химии неразрешима. Современная техника имеет для этого два пути. Первый - замена горючего материала негорючим или трудногорючим. И второй - пропитка горючего материала специальными негорючими составами.

В создании негорючих материалов значительное место занимает знаменитый «горный лен» - асбест. Правда, теперь из него не ткут огнестойких скатертей, подобных тем, которыми уральские заводчики удивляли цариц. В смеси с цементом, известью, перлитом из асбеста делают плиты, мастики, картон. Эти изделия все больше и больше заменяют обычные деревостружечные плиты и фанеру.

По мере развития производства асбесто-цементных плит, облицованных, трудногорючими материалами, из них стремятся сделать не только переборки между каютами, но и двери.

... Изготовили каюту со стенами и дверью из новых материалов.

В ней создали ситуацию, которая, к сожалению, все еще реальна. В корзину с бумагами бросили тлеющую папиросу... Через четыре минуты вся каюта была в огне.

Полчаса бушевала огневая стихия, температура поднялась до 800° С, но асбосилитные стенки устояли. Температура в соседней каюте не превысила 50°. Когда огонь потух, оказалось, что сгорели все виды пластмасс, дерево. В стеклопластиках выгорело связующее, и они повисли хрупкими обрывками.

Казалось бы, новые материалы должны с успехом заменить старые, привычные. Но при всех их достоинствах отказаться от дерева и тканей очень трудно. На помощь приходит пропитка их специальными веществами-антипиренами.

Однако даже на судах, где максимально использованы негорючие материалы, возможны пожары. Ведь гореть может и груз, а кроме того на судах всегда есть горючее - топливо. Вот почему наряду с пассивной защитой, предотвращающей пожары, применяется и активная - их тушение.