Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Плавучие институты

Изменение облика экспедиционных судов - закономерное явление. Если «Витязь» внешне мало чем отличается от обычных транспортных судов, то сейчас в океаны все чаще выходят специальные корабли науки. Они оборудованы глубоководными лебедками, сетью антенн, оснащены сложными автоматическими приборами. Особенности их устройства отражают комплексность исследований, которые ведут ученые в Мировом океане на борту таких кораблей.Академик Курчатов

В 1957 году крупнейшим научным судном считался «Михаил Ломоносов» водоизмещением 5970 тонн. На нем было оборудовано 26 лабораторий, а научный штат судна насчитывал около 70 человек. В 1967 году «Михаил Ломоносов» уступил пальму первенства целой серии кораблей науки водоизмещением 7000 и более тонн. В строй вступили семь богатырей, кораблей-красавцев типа «Академик Курчатов».

В конце 1968 года в Висмаре (ГДР) Академии наук СССР были переданы два новых научно-исследовательских судна этого же типа. Одно из них - «Дмитрий Менделеев», другое «Академик Вернадский». Основные их характеристики: длина 124 метра, ширина 17, осадка 6, водоизмещение 6900 тонн, топливные танки судна вмещают 1500 тонн горючего, скорость хода 18 узлов. При экономичном ходе в 16 узлов автономность плавания судов составляет свыше 20 тысяч миль. Практически без захода в порт суда могут обогнуть земной шар по экватору. Оба корабля имеют активный руль, а в носовой части корпуса - подруливающее устройство. Обшивка толщиной в 24 миллиметра позволяет им плавать в северных морях. На обоих кораблях обеспечен непосредственный ввод в ЭВМ показаний датчиков приборов-автоматов, находящихся за бортом, на палубе или над суд­ном.

Плавучие институты предназначены для обширных комплексных исследований во всех районах Мирового океана. На «Академике Курчатове» не так давно впервые оборудована лаборатория для исследования волнений. С ее помощью можно определить высоту волны во время шторма, что раньше представляло большие трудности. Новый волнограф измеряет также расстояние от борта судна до поверхности волны. В 1972 году это судно принимало участие в совместном советско-американском эксперименте.

Советские ученые с борта «Академика Курчатова», а американские - с самолетов измеряли температуру по­верхности вод Атлантического океана и содержание в них фитопланктона. Результаты измерений позволили сделать вывод о том, что радиометры и спектрографы, поднятые на спутнике, могут заменить приборы, опускаемые в воду с борта научно-исследовательского судна.

НИС Космонавт Юрий ГагаринШтормовые предупреждения будут заблаговремен­но поступать из космоса на суда, находящиеся в опасном районе моря.

Измеряя спектр поглощения хлорофилла, аппаратура спутника сможет оценить количество фитопланктона - микроскопических водорослей в верхних слоях океана. Это поможет определить биологическую продуктивность океана в различных районах.

В последние годы перед учеными, радиоинженерами и корабелами была поставлена задача: построить исследовательское судно для поддержания связи с космическими аппаратами. На палубах надо было найти место для гигантских антенн, а в каютах и в трюмах разместить множество приборов, оборудование. Одним словом, создать целый плавучий научный институт. Кроме того, корабль должен быстро и очень точно приходить в заданную точку океана и как можно меньше качаться на волнах. Таких судов раньше не строили. Но кораблестроители с честью справились с поставленной задачей. В строй космического патруля, плавающего под флагом Академии наук СССР, кроме научно-исследовательских судов «Дмитрий Менделеев», «Моржовец», «Ристана», встало специализированное судно «Космонавт Владимир Комаров». Корабль пришел в Одессу с Балтийского завода. Его водоизмещение - более 17 500 тонн, длина 156 и ширина 23,3 метра. В плавание на судне уходят 240 человек: 115 - экипаж и 125 - научные работники.

Когда корабль пришел в порт, то даже бывалые моряки строили догадки о назначении огромных белых шаров, установленных на нем. Высказывались самые удивительные предположения... Но вскоре все разъяснилось. В шары-ангары были заключены мощные радиолокационные антенны. Спустя несколько лет николаевские корабелы спустили на воду научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» с антеннами - полусферами. Порт приписки - также Одесса. И, наконец, сошел со стапелей в Ленинграде самый большой научный корабль мира - «Космонавт Юрий Гагарин». Он по водоизмещению чуть ли не втрое больше «Космонавта Владимира Комарова». Этот океанский лайнер, предназначен для изучения верхних слоев атмосферы, способен выполнять задания по управлению космическими аппаратами. На судне установлено множество антенн, в том числе несколько параболических. Одна из них, например, обеспечивает кораблю науки телефонно-телеграфную связь с центром управления полетом космического корабля через другой космический объект - спутник связи «Молния».

Большинство плавучих институтов производит сбор материалов, обрабатывает их на ЭВМ во время рейса, сразу же после окончания плавания сдается научный отчет.