Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Лоцманские суда

Пожалуй, самые старые из таких судов - лоцманские. В ясную погоду и в буран, зимой и летом, днем и ночьюЛоцманское судно встречают они приходящие суда, как первые вестники долгожданной земли. Они же последними прощаются с кораблем, уходящим в открытое море.

Еще древние мореходы прибегали к помощи местных жителей при вводе кораблей в порт. А потом, когда ко­рабли стали бороздить все море, заходить в сотни портов, капитанам потребовались помощники - люди, знающие особенности ветра, течений и ориентиров порта, - лоцманы.

Лоцмана надо доставить на судно и снять с него в любую погоду. Для этого и строятся специальные катера. На первый взгляд, эти белоснежные небольшие кораблики очень похожи на обычные пассажирские катера.

До наших дней сохранили лоцманские суда традиционную форму корпуса с развалистым наклонным носом и брусковым килем. Прогресс техники, за исключением но­вой радио-радарной аппаратуры, более мощных двигателей, специальных винтов и рулей, как будто не коснулся лоцманских катеров. Такие новшества, как подводные крылья, воздушные подушки, здесь не нашли применения. Но в последнее время появились лоцманские судат катамараны.

Катамаран («каттумарам» - в переводе с томильского языка означает «два дерева»), как тип судна, известен в бассейне Тихого океана с глубокой древности. Это были либо лодки, соединенные с бревнами-противовесами, либо конструкции из нескольких скрепленных между собой лодок. Сейчас многие морские страны строят подобные суда.

К числу известных сейчас катамаранов относятся сейнер «Эксперимент», морское крановое судно «Кер-Оглы», катамараны - буровые платформы и суда других специальностей.

В будущем, как считают специалисты, катамараны будут играть роль плавучих научно-исследовательских океанографических институтов, перебазировавшихся с суши на воду.

К положительным качествам двухкорпусных судов следует отнести высокую устойчивость при любой погоде и хорошую маневренность. Однако строительство таких судов значительно дороже, чем однокорпусных. Кроме того, нет опыта применения катамаранов для работы в замерзающих портах, где всегда возможно попадание льда между корпусами.