Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Черноморские доки

История свидетельствует: несмотря на активное судоходство, в конце XIX века на Черном море не было ни одного дока, предназначенного для торговых судов. Не было их и в крупнейшем черноморском порту - Одессе. Лишь два эллинга для ремонта судов каботажного плавания и небольших пароходиков с осадкой не более 10 футов мог предоставить порт.Судно заходит в док

О монолитных доках следует сказать особо. Они отвечают водоизмещению и размерам судов, ныне вступивших в строй. Доки эти обладают большой грузоподъемностью - 15 000 тонн и имеют внушительные размеры: длина 170 метров, ширина - 40, высота борта превышает 18 метров. Строительство одного из них недавно завершено в Ильичевске.

Новый док полностью автономный. «Монолитный вариант» значительно упрощает задачу перегона от места строительства к месту эксплуатации. На новом доке предусмотрены меры, обеспечивающие его многолетнюю эксплуатацию без ремонта подводной части. К этим мерам относится окраска днища эпоксидно-пековой краской, электрохимическая система защиты и другие. Особенностью этого дока является и необычное размещение помещений - в два яруса. Оно значительно улучшило производственно-бытовые условия не только для экипажа, но и для рабочих докового цеха и команд судов. Создание галереи выше уровня ватерлинии и выход на галереи дверей башен позволили улучшить условия работы на топ-палубах.

Впервые за всю историю эксплуатации доков на Черном море применена и новая схема крепления их на рабочем месте. Вместо якорей - многометровые сваи-палы. Проект ее также выполнен в Черноморском Центральном проектно-конструкторском бюро. Док предназначен для круглогодичной работы в условиях севера. Впервые в практике докостроения переоборудование с учетом полярных требований осуществляется не с помощью мелких усовершенствований, а путем коренного пересмотра конструкции.

Конечно, и раньше на Севере работали доки, но каждый раз их приходилось на месте приспосабливать к суровым условиям - к ветру, холоду, мраку полярной ночи и, главное, к ледовой обстановке. Лед стоял вокруг дока, лед находился в его балластных отсеках, лед попадал в док вместе с судном. Все это учли проектировщики. Жилые и служебные помещения на новом доке изолированы пенопластом или пеностеклом. И, конечно же, отапливаются.

В балластных отсеках, благодаря применению пароводяных эжекторов, лед растапливается в два раза быстрее, чем на всех существующих конструкциях. Новая схема борьбы со льдом позволяет, кроме того, сэкономить около двух километров труб. Не забыт и лед, который может попасть в док вместе с судном: мощные ледогоны и пневматические барьеры встанут на его пути. И на ветер нашлась управа - на доке установлены специальные носовые и кормовые ветрозащитные конструкции. Стационарные светильники позволяют разогнать темноту полярной ночи на любом рабочем месте.

Как и на других доках новой постройки, на северном создаются хорошие условия для экипажа и рабочих. Предусмотрены удобные каюты, дежурные комнаты, буфетная, бани... Северный док представляет собой автономное сооружение, которое может более месяца работать в отрыве от береговых баз снабжения.