Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Новые проекты ледоходов

В наши дни продолжается неутомимая работа по созданию новых ледоколов, новых транспортных судов ледового плавания. Знак «УЛ» - усиленный ледовый, разрешающий плавание летом в Арктике без ледокола, получают танкеры и лесовозы, контейнеровозы и рефрижераторы. Металлурги варят лучшую сталь для корпусов и винтов, инженеры стремятся обеспечить большую прочность, не расходуя дополнительного металла.

В 1972 году ледокольные паромы связали Сахалин с материком. Для улучшения маневренности они имеют два винта и два руля: на носу и на корме. Паромы могут перевозить по 26 вагонов со скоростью 16,5 узла. Благодаря необычному размещению винтов у такого судна очень большая скорость заднего хода - до 14 узлов. Ледокольные суда-паромы - дизель-электрические. И носовой, и кормовой винты у них вращаются электромоторами мощностью 6000 квт. Кроме вагонов, паром берет около 60 пассажиров, размещенных в салонах и каютах.Ледокол

На Рижском судоремонтном заводе, по проекту ленинградцев, построен ледокол-паром для перевозки людей (до 140 человек в салонах) и грузов на небольшие расстояния. Корабль будет поддерживать сообщение между островами в Балтийском море.

Длина ледокола-парома - 55,5 метра, ширина - 12,8, осадка - 4,5 метра, скорость - 13,7 узла, общая грузоподъемность - 257 тонн. Он может ломать лед полуметровой толщины.

Балтийский паром стал родоначальником серии новых ледоколов. И теперь, когда различные типы судов успешно преодолевают льды в разных районах Мирового океана, включая недоступные прежде Арктику и Антарктику, еще яснее видна правота адмирала С. О. Макарова, который почти три четверти века назад писал: «Говорят, что непоборимые торосы Ледовитого океана. Это ошибка: торосы поборимы, непоборимо лишь людское суеверие».

Но все эти успехи не означают полной победы над льдами даже в сравнительно теплых морях, не говоря уже о суровых. Зимой Арктика все равно не пропускает суда через свои просторы. Пройдут еще годы, прежде чем на трассах появится всесезонный мощный ледовой корабль, способный передвигаться в сложной обстановке в любое время года. Вот почему инженерная мысль ищет все новые решения.

Одно из них воплотилось в ледоколе «Полярная звезда», построенном в США. При относительно небольшом водоизмещении - 11000 тонн - у него оригинальная машинная установка. Каждый из трех винтов связан валом как с электродвигателем постоянного тока, так и с зубчатым редуктором. На чистой воде и в битом льду винты вращаются электромоторами, получающими питание от дизель-генераторов переменного тока с выпрямителями. При этом суммарная мощность ледокола составляет около 18 тысяч лошадиных сил. Во время преодоления торосов через зубчатый редуктор включаются три газовых турбины, по 25 тысяч лошадиных сил каждая, позволяющие форсировать лед высотой в двухэтажный дом.

Однако запас горючего рассчитан всего лишь на 15 суток работы во льдах, а малая масса судна заставляет сомневаться в разрекламированном успехе эксплуатации ледокола.

Для преодоления льда используют воздушно-газовую смазку и вибраторы. Вдоль корпуса нижней части судна устанавливают трубы с отверстиями, через которые подается горячий газ, а в некоторых конструкциях - воздух. Мощные насосы гонят его через специальные клапаны вдоль нижней части бортов. Поднимаясь вверх, пузырьки воздуха образуют своеобразную защитную подушку. Это повышает скорость и маневренность судна в тяжелых условиях. Горячий газ или воздух омывают корпус и не дают льдинам прилипнуть к нему. Эксплуатация ледокола «Финнкариер» показала, что расход энергии при этом уменьшается почти на одну треть.

Чтобы отбрасывать прилипающие льдины, используют неуравновешенные маховики-вибраторы. Вращаясь, они заставляют вибрировать весь корпус, и льдины отлипают. Подобное устройство имеется на ледоколе «Макс Вальдек», построенном в ФРГ. Внутри корпуса, в носовой части, установлены два маховика. Эксцентрично нагруженные колеса заставляют колебаться весь корпус судна. Величина колебаний зависит от веса груза и скорости вращения маховиков. Нос судна буквально протаранивает себе путь сквозь лед. Кроме того, вибрирующий корпус не требует холостого хода и частых реверсов, разгона для взламывания льда.

Все большая стоимость ледоколов вызвала к жизни ряд новых идей, которые позволяют заменить этот тип судов. Ледокольные приставки или ледорезные машины-понтоны сложной формы, укрепленные на носу судна. Под давлением теплохода понтон влезает на лед и раздавливает его. В США, примерно в эти же годы, создали приставку, взрывающую лед. Эта конструкция состоит из обычной самоходной баржи, на которой установлены баллоны с водородом и кислородом, и собственно приставки - прямоугольного трех-четырехметрового металлического понтона, в передней части которого смонтирован огромный цилиндр двигателя. «Поршнем» этого цилиндра служит льдина.

Баржа вплотную подходит к ледяному полю и погружает под него понтон. После этого в огромную камеру сгорания подается под давлением смесь. Электрическая свеча воспламеняет ее, а образовавшиеся выхлопные газы резко бьют по льдине снизу вверх и дробят лед. Такой «поршень-понтон» испытывали на озере в штате Мичиган. Его ударам не смогла противостоять ни одна льдина.

Ледокол работает и ночьюНо и этим не исчерпывается арсенал ледоколов завтрашнего дня. Созданы проекты (некоторые из них уже воплощены в жизнь) ледорезных машин-амфибий, пилящих лед дисковой или ленточной пилой.

Однако лед - явление сезонное. Что же делают ледоколы, когда его нет? Крупные уходят на север и несут вахту вдоль Северного морского пути. Малые обычно используются как буксиры. Они обладают почти всеми необходимыми для этого качествами: мощными машинами, специальными буксирными лебедками, мастерскими и водолазным оборудованием.

Порой курс ледокола проходит вдали от сверкающего ледяного безмолвия. Так, в апреле 1973 года ледокол «Иван Москвитин» впервые попал в тропики, совершив рейс вокруг Африки. На буксире «Ивана Москвитина» был теплоход «Витим». А потом из Могадишо (республика Сомали) ледокол пошел в Ленинград. Оттуда, буксируя плавкран, направился в Бангладеш...

Наступила зима 1974 года, и «Иван Москвитин» вновь вошел в состав ледового патруля на Черноморье.