Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Морские дороги нефти

В наш век стремительно растет добыча нефти. Нефтепродукты вышли в число важнейших грузов. ЗначительноГорит нефть, вылившаяся из потерпевшего аварию танкера вырос мировой танкерный флот, а с ним и угроза загрязнения океана.

«Достаточно сказать, - пишет Тур Хейердал, - что во время путешествия на «Ра-1» и «Ра-2» нам приходилось наблюдать, когда от восхода до заката солнца на поверхности моря было столько нефти, что нельзя было зачерпнуть и ведра воды без нефтяных примесей». Часто и много нефти встречается в Атлантике южнее параллели Дакара.

В 1914 году (по данным Ллойда) на планете было всего 500 судов, которые работали на мазуте. Теперь же едва ли наберется такое количество «угольщиков»...

Нефть с судов загрязняет моря и океаны. Подсчитано: ежегодно сбрасывается в моря и океаны от 3 до 10 миллионов тонн нефти. В процессе эксплуатации на морских судах образуются и нефтесодержащие воды. Они отличаются по количественному и качественному составу содержащихся в них нефтепродуктов. Но в любом своем качестве они также загрязняют морские воды.

Проблема эта очень сложная и многогранная. В решении ее, в защите Мирового океана от загрязнения уже нельзя надеяться только на самоочищение морской воды. При температуре ниже 10 градусов бактериальное окисление протекает очень медленно, и нефть, разлитая в арктических морях, может сохраняться, по данным специалистов, до 50 лет.

Когда заходит речь о загрязнении морей и океанов, то иногда слышатся в ответ успокоительные высказывания. Говорят, что океан слишком велик, чтобы его можно было загрязнить; что в море все перемешивается и трансформируется; что нынешние размеры стоков в сравнении с 1370 тысячами кубических километров объема Мирового океана столь незначительны, что возмутить его «спокойствие» они не в состоянии.

Тут нужно сделать еще одно очень важное замечание, которое связано с самим механизмом водной толщи. Вещества, попадая в моря и океаны, не растворяются равномерно от поверхности до дня. Так же располагаются обитатели воды. Существуют слои, где плотность живого мира гораздо выше средней. Есть такие горизонты, где особенно велика концентрация загрязнений. Когда эти области совпадают, опасность вредного воздействия на жизнь организмов многократно увеличивается.

Ушли в прошлое времена, когда природа успешно справлялась с минерализацией и нейтрализацией загрязнителей, поддерживая равновесие в извечном круговороте веществ. Сейчас темпы загрязнения Мирового океана достигли, а местами уже превышают, скорость их естественного распада. Стало необходимым учитывать и прогнозировать загрязнение морей и его последствия для морской флоры и фауны.

Конечно, случаются и аварийные ситуации, например, разрыв шлангов трубопроводов. Трудно все предусмотреть. Аварии крупнотоннажных танкеров, по-видимому, не исключены и в будущем, поэтому необходимы средства борьбы и с такого рода загрязнениями.

Мировой океан огромен. Чтобы сохранить и умножить природные богатства в планетарных масштабах, усилий какой-либо одной страны явно недостаточно. Здесь только международная кооперация, совместные научные исследования, согласованные меры по охране морей и океанов спасут их от загрязнения.