Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Танкеры - мамонты моря

Еще со времен фараонов почти до конца второй мировой войны на морях господствовали сухогрузы. Гребные,Танкер парусные, паровые суда везли ящики, тюки, мешки. Даже жидкий груз заключался в амфоры или бочки и относился к разряду сухого. Чтобы избежать путаницы, моряки придумали для него второе название - генеральный груз.

Но вот в 1872 году в России впервые в мире были созданы суда, перевозящие нефть наливом. Вместе с увеличением ее добычи начали расти и размеры танкеров. Со временем они обогнали по величине все другие типы кораблей. Так, «Глобик Токио» имеет длину 360 метров, ширину - 62, высота борта составляет 36 метров и водоизмещение - около 550 000 тонн.

Сначала такие суда перевозили только бензин, керосин, соляр, мазут; затем - кислоты, щелочи, вино, пищевые масла, патоку, зерно. Наконец, на морях появился еще один вид грузов - газ. Создание высокоэффективных систем, позволяющих надежно закрывать даже большие отверстия палубы, дало возможность построить и успешно эксплуатировать суда-гибриды: нефтерудовозы и нефтеуглерудовозы различных конструкций.

Бакинское нефтяное месторождение было известно еще в древности в странах Передней и Средней Азии. «А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый», - упоминает о нем в своей кни­ге «Хождение за Танкертри моря» русский путешественник Афанасий Никитин. За несколько веков до того, как забили нефтяные фонтаны, освобожденные из глубин властью человека, здесь уже в X веке в естественных каменистых разломах собирали более 200 хорватов (ослиных вьюков) нефти. Черное масло, как тогда называли нефть, служило и лекарством от кожных болезней и составной частью зажигательной смеси - знаменитого греческого огня.

Одна из модификаций нефти - полутвердый асфальт в смеси с песком и известью, считался в древности лучшей водонепроницаемой мастикой, которой покрывали борта судов, сцепляли каменные блоки, уложенные в
крепостные стены, и каменные плиты сохранившихся и поныне римских дорог.Десять веков отделяет нас от тех времен, когда бакинскую нефть перевозили морем в ослиных вьюках. Почти 55 процентов мировой добычи нефти транспортируется морем.

А все начиналось с малого.

Рождение танкеров

Как развивались танкеры

Танкеры сегодня и завтра

Недостатки танкеров

Танкеры не для нефти

Рост размеров танкеров