Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Морские скитальцы

Открытия последних лет подтверждают, что древние мореплаватели посещали весьма отдаленные от них земли.Моллюски на обшивке корабля Среди проблем, которые в те времена волновали моряков и корабелов, были и защита от моллюска торедо, и предохранение днища от обрастания.

В далеком прошлом вся тяжесть обвинения ложилась на сравнительно небольшую рыбу - прилипалу, которую древние наделяли способностью задерживать или даже останавливать суда. Но уже Плутарх реабилитировал ее, указав, что в уменьшении скорости судов скорее повинны водоросли, моллюски, ил, грязь. Моллюски пережили многие геологические эпохи. Они обосновались практически во всех водоемах земного шара. Людям приходилось отдирать их щетками и соскребать изогнутыми железными скребками для того, чтобы корабль, поднятый и хорошо смазанный жиром, мог плыть быстрее. К сожалению, и теперь еще способ очистки днища и маленьких, и огромных сухогрузов мало чем отличается от описанного. Правда, сейчас «подводной косметикой» занимаются водолазы, снабженные пневматическими щетками и специальными фрезами.

Успешно прошла испытания и машина для очистки подводной части кораблей. По размеру она не больше колеса мотороллера. Новый агрегат, прообразом которого послужил полотер, приводится в действие сжатым воздухом, подаваемым по шлангам от небольшого компрессора. За час металлические щетки этой машины очищают до сорока квадратных метров корпуса судна.

Но это, как мы увидим дальше, лишь облегчило труд, но не изменило его сути. Идеальный вариант был бы один - не обрастать!

Еще в античные времена на деревянных судах стали применять свинцовую и медную обшивку. Последняя зарекомендовала себя в многовековой практике судостроения. К 1783 году все английские корабли имели медную обшивку, а к началу XIX века примеру Англии последовали и другие страны.

Позднее на деревянных судах для защиты от обрастания ракушками и водорослями стали применять мышьяк и серу, смешанную с маслом. Были испытаны и другие яды, включая стрихнин, окиси цинка, сурьмы, свинца. Предлагали также карболовую кислоту, цианистый калий, йод, бром, фосфор и железный купорос. В 1871 году был выдан патент на краску, содержащую в качестве ядовитого компонента креозот, а в 1910 году - на краску с металлическим серебром. Как видим, недостатка в предложениях не было. Кстати, рецепты красок, в состав которых входят ядовитые вещества, разрабатываются и се­годня.

Борьба с обрастанием объединяет людей разных профессий и специальностей: капитанов и кораблестроителей, судовых механиков и портовиков. Одним предстоит из-за маленьких моллюсков плестись домой лишние сутки; другим - отдирать их от днища в доках. Неменьшие хлопоты доставляют они и гидростроителям, и гидроэнергетикам.

С полным правом можно сказать, что эта проблема стоит на стыке разных наук: биологии, физики, химии.

Среди тех, кто постигал суть явления и методы борьбы с ним, были выдающиеся ученые. Один из них - Гемфри Дэви. Академик В. И. Вернадский в своих «Очерках геохимии» писал: «Гемфри Дэви - блестящий экспериментатор, физик и химик, охватывавший всю науку своего времени, мыслитель, шедший своим путем». В 1824 году Дэви сделал два доклада в Королевском обществе. Он первым связал необрастающие свойства меди со скоростью ее растворения. И первым же предложил применить протекторы для защиты медной обшивки от другого врага - коррозии в морской воде.

Железные пароходы, сменившие на флоте столь дорогие романтикам парусники, оказались роковыми и для медной обшивки: ее уже нельзя было применять на металлических корпусах. Медь с железом в морской воде составляли идеальную гальваническую пару, которая приводила к опасной коррозии не только обшивки, но и всего корпуса судна. Примеров тому было несколько. Английский корабль «Джакал» затонул от коррозии, разъевшей его обшивку. Обшивка другого корабля, плававшего под британским флагом, - «Тритона» была разъедена до бумажной тонкости и, по словам его командира, судно не затонуло благодаря... обрастанию. Слой водорослей и ракушек на днище был так велик, что не дал ему затонуть.