Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Доки будущего

Изучение обрастания и, главное, разработка современных средств защиты от него базируются сейчас на достижениях химии и физики. Химическая защита - это так называемые необрастаемые краски, содержащие ядовитые вещества. Пока это самое массовое оружие в борьбе с личинками моллюсков. Однако рецептов предлагается много. Они создаются буквально в каждой морской стране, составляются так, чтобы вымывание ядовитых веществ было предельно замедленным. Применяемые на флоте различные необрастаемые краскиСудно в доке отвечают этому требованию.

Под защитой красок успешнее выполняют свою функцию и антикоррозионные покрытия. Современная химия дает все более совершенные краски, обеспечивающие плотную пленку, изолирующую сталь корпуса от морской воды.

Особо высокие требования предъявляются к краске, покрывающей кормовую часть судна и «переменный пояс». На корме краска быстрее разрушается. Кроме того, винт обычно делается из бронзы, и здесь особенно силен гальванический ток.

Переменный пояс - участок от наименьшей осадки судна до наибольшей работает на границе воды и воздуха, постоянно то намокает, то просыхает. Для защиты его потребовались специальные краски с высокой эластичностью и хорошими изолирующими качествами. Они созданы учеными на основе синтетических смол - полимеров винилового ряда.

Необрастаемые краски - своеобразное оружие ближнего боя. Однако существует уже и оружие дальнего - физические методы защиты корпуса судна от обрастания.

В обшивке создается слабое высокочастотное колебание, которое отпугивает морских скитальцев, виновников обрастания. Авторы этого типа установки - сотрудники Одесского института инженеров морского флота. Ультразвуковая установка размещена на борту судна. Это - два небольших генератора (один из них резервный), блок автоматики и восемь излучателей, установленных по бортам. Как полагают исследователи, ультразвук не только защищает суда от обрастания, но и одновременно как бы омолаживает защитные краски, удлиняя срок их службы.

...И все же последнее слово в этой многовековой войне еще не сказано. Суда продолжают обрастать! Недаром в капитальном труде - сборнике статей «Морское обрастание и борьба с ним» сказано: «Любое усовершенствование в технологии защиты кораблей от обрас­тания, которое позволяет увеличивать период между докованиями кораблей, ведет к существенному сбережению времени и средств». Поиски продолжаются! Судя по всему, нужда в доках не уменьшилась. Как же представляется нам будущий док?

Вероятно внешне это будет прежняя громадная коробка (понтон с башнями). Команда небольшая - 3-4 человека. По одному - на башнях, в центральном посту управления и докмейстер. Заводку судна производят тележки, в помощь им на башнях установлены автоматические лебедки. Уже на подходе к доку за судном начинает внимательно следить радиолокатор, благодаря которому докмейстер, командуя буксирами, осуществляет точный подвод. Когда же судно вошло в док, оно движется по коридору лазерных лучей, и малейшее отклонение в сторону автоматически включает в действие лебедки противоположной башни.

Данные судна внесены в счетно-решающее устройство центрального поста, которое, руководствуясь ими и показаниями лазерных приборов, осуществляет подъем. Телевизоры позволяют исследовать судно со всех сторон.

С их помощью еще до осушения дока можно будет осмотреть днище, сфотографировать пробоину и наметить необходимый объем ремонта.

Все кильблоки будут соединены единой гидросистемой и чутко отзовутся на приказы докмейстера, что позволит в широких пределах изменять их форму и место. Судно еще не коснулось кильблоков, а фотография его пробоины в цехе, где прямо по ней автоматические резаки начнут кроить металл.

Как только покажется стапель-палуба, в дело пойдут автоматы для очистки, осушки и окраски днища. Подчиняясь командам из ЦПУ, они будут двигаться вдоль корпуса, оставляя за собой полоску окрашенного металла. Тем временем готовая заплата будет подана краном из цеха к доку, ее подхватит и прижмет к нужному месту сварочный агрегат.

От дока-цеха к доку-станку в сотню метров длиной с многочисленными сменными головками-автоматами, отличающимися надежной точной работой, - вот путь, который предстоит пройти докам.