Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Газовозы

Один из основоположников физической химии, лауреат Нобелевской премииГазовоз Вильгельм Оствальд писал, что история цивилизации становится историей того, как человек овладевает энергией.

Ведущее место в энергетическом балансе индустриально развитых стран ныне занимает газ. Голубой огонек, тихо горящий на кухне; буйное пламя реактивных турбин, столб пламени, корежащий буровую вышку, - вот как по-разному проявляет свой характер газ.

Этот, в общем-то мало приспособленный даже для современных средств транспортировки источник энергии, как ни парадоксально, путешествует по суше с очень давних времен. «Горючий воздух» тщательно собирали с помощью тростниковых трубочек в кожаные бурдюки, везли в другие страны, где жили огнепоклонники - почитатели древней религии зороастризма.

Так было в прошлом. Ныне в некоторых странах природный газ стал одним из основных источников топливной энергетики. Он нужен также химической и металлургической промышленности, для коммунально-бытовых целей. Газ - капризный груз, его поставщики и потребители зачастую разобщены не только государственными границами, но и естественными преградами, покорение которых представляет значительные трудности. Даже на суше прокладка газопровода обходится очень дорого, не говоря уже о преодолении водных бассейнов.

Существует проект строительства такой межконтинентальной трассы «Северная Африка - Европа» по дну Средиземного моря. Но сколько блестящих и нужных проектов уже справили свой серебряный или золотой юбилей, так и не воплотившись в металл и конструкции! И виной тому барьеры, которые нагромоздила перед строителями природа. Хорошо, когда можно протянуть нити газопроводов. А что делать, если место добычи газа и место его потребления разделяются морями? На помощь пришла современная техника, создавшая специальные суда.

Природный газ является грузом № 1 для современных газовозов. Но не только он плывет по морям. На таких судах пересекают моря и попутные газы, которые получают при добыче нефти. В прошлом огненные хвосты, встававшие над нефтепромыслами, уничтожали сотни тысяч кубических метров сырья, столь необходимого для химической промышленности. Но и она в свою очередь производит аммиак, этилен и другие газообразные продукты, которые также выгодно транспортировать морем. В зависимости от вида перевозимых веществ газовозы делятся на суда для доставки природного, попутного газа и газообразных химических продуктов.

Следует отметить, что такое деление - не плод формального подхода к названиям. Оно связано с разными физическими свойствами газа. Именно эти совершенно специфические особенности груза и потребовали создания различных типов необычных кораблей. Попытки перевозить попутные газы вместе с нефтью оказались неудачными. От них пришлось отказаться под аккомпанемент громовых взрывов в танкерах.

Рост потребления газа, увеличение объема его перевозок при наличии специализированных портов погрузки способствуют созданию новых судов. Современные газовозы догнали и обогнали размеры наибольших танкеров 50-х годов и все решительнее вступают в строй гигантов. Так, из 38 судов, строящихся теперь, большинстве имеет вместимость 120 тысяч кубических метров.

До сих пор нет единого мнения о том, какой тип корабля лучше. Так, в 1973 году Япония, Франция и Норвегия заказали у судостроительных компаний ряд газовозов. Три из них строятся с прямоугольными самонесущими танками, шесть - с мембранными двух типов и два - со сферическими танками. Но какой вид из них главенствующий, покажет будущее.

Капризный груз

Перевозка сжиженного газа

Испарение газа