Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Пожарные суда

Горящему кораблю нужна помощь. Раньше ее оказывали обычные буксиры, спасатели, ледоколы, вооруженные дополнительными пожарными насосами. В последние годы средства пожаротушения претерпели ряд изменений, появилось новое оборудование, кораблестроители создали конструкции специальных судов. На них установлены мощные пожарные насосы производительностью 3000 м3 в час (при давлении более 100 метров водяного столба) и пеногенераторы жидкой углекислоты, имеются средства химического тушения.Пожарное судно Сапфир, г. Севастополь

Морские пожарники, впрочем как и их собратья на суше, всегда в готовности. Сигнал тревоги - и уже спешат экипажи судов на помощь кораблям.

Теперь на морях и океанах планеты представлены несколько десятков типов морских пожарных судов. Число их непрерывно растет. Совершенствуется и мощь противопожарного оборудования на буксирах, спасателях, ледоколах. Но эти типы судов теперь уступают позиции специальным кораблям. Одни из них - обычно водоизмещением до 700 тонн - предназначены в первую очередь для тушения пожаров в открытом море, другие - размерами поменьше - идут на борьбу с огнем только в акватории порта. Например, из противопожарных судов выделяется «Генерал Гамидов», оснащенный мощным огнегасящим оборудованием. Его дальность плавания в полной готовности превышает две тысячи миль.

Внешне пожарные суда отличаются от буксиров, пожалуй, только наличием высокой рубки со стволами-лафетами, которые являются своеобразными водометными или пенометными пушками, позволяющими «расстреливать» огонь с выгоднейшей позиции. На современных пожарных судах устанавливаются обычно 2-6 или 7-9 стволов с дальностью боя около 100 метров.

Поскольку борт горящего судна (современного сухогруза или пассажирского лайнера) обычно выше однопалубного пожарного спасателя, то часть лафетных стволов устанавливается на рубке, а иногда даже на специальной платформе, оборудованной на мачте.

Существуют и телескопические подъемники, которые возносят лафет с платформой-беседкой на высоту свыше 15 метров и обеспечивают поворот всего устройства на 360°. Однако ряд специалистов полагает, что будущее принадлежит пожарным судам, созданным на базе катамаранов. Один из первых подобных пожарных кораблей впервые появился в Англии в 1960 году. Это катамаран «Файрмайстер» водоизмещением 88 тонн. Несколько позднее, в 1969 году, в Японии, появилось противопожарное судно - катамаран водоизмещением 190 тонн (скорость хода около 14 узлов). Судно оборудовано 15-метровой башней, лафетными стволами и выдвижными пожарными лестницами.

В последнее время созданы модели безопасного, удобного и быстрого средства эвакуации людей с борта горящего судна, чем пожарная лестница. Новое средство эвакуации представляет собой легкое надувное сооружение, отдаленно напоминающее «русские горки» на увеселительных аттракционах. Его можно почти мгновенно накачать и зацепить у борта теплохода, терпящего бедствие. В месте приводнения моряков ожидает надувной спасательный плот, на котором можно покинуть опасное место.