Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Флот науки

Велико значение морских исследований. Ни одно природное явление не может быть объяснено без изучения тогоЦелакант влияния, которое оказывают на него огромные массы воды. Но Океан нелегко расстается со своими секретами.
В 1938 году у берегов Южной Африки была поймана рыба целакант. До этого случая биологи во всем мире были твердо уверены в том, что целаканты вымерли по крайней мере... пятьдесят миллионов лет тому назад!

И вот находка, ставшая ихтиологической сенсацией XX века. Она и сейчас еще, спустя почти сорок лет, не потеряла для специалистов своей прелести и новизны. Дело в том, что за прошедшие четыре десятилетия было поймано всего лишь около полусотни целакантов. Каждый из них представляет для ученых необычайно ценное пособие по истории возникновения и эволюции жизни на Земле. Целакант - житель глубин. Вероятно, можно ожидать и другие сюрпризы, на которые так щедро море.

Сейчас промысел ведется не только в прибрежных районах, но и на глубинах до 1000 метров. А в будущем...

Впервые человек познакомился с глубинными рыбами... на берегу или случайно в море. Это были находки. Выброшенное на песок глубоководное чудище или невиданный обитатель водной стихии, принесенный тралом. С каждым таким новым «уловом» смещалась в сознании людей граница глубин, ниже которой, как полагали, жизнь уже невозможна. Долгое время в науке господствовало мнение, что такая граница жизни пролегает где-то на глубине шести километров.

Научное судно ВитязьМорская экспедиция на «Витязе» под руководством академика Льва Александровича Зенкевича в Курильской впадине на глубине более десяти тысяч метров нашла разнообразную фауну. В дальнейшем даже на одиннадцатикилометровой глубине «Витязем» были найдены различные живые организмы.

Не поиск фантастических морских змеев, а изучение вполне реальных рыб и моллюсков, водорослей и кораллов, планктона и морских млекопитающих привлекает биологов.

На Земле, вероятно, не сыщется человека, который бы не интересовался вопросом: какая завтра будет погода? Недаром известный немецкий популяризатор науки профессор Ф. Перейфер назвал одну из своих книг так: «Погода интересует всех». Сводки погоды читают в газетах, слушают по радио или по телефону, набирая номер автоматического ответчика, с интересом смотрят по телевизионной программе... Точного прогноза погоды ждут летчики и агрономы, монтажники и лесники, охотники и моряки. Ведь ошибка в предсказании погоды может принести значительный ущерб и даже послужить причиной крупной аварии или катастрофы.

И большинство из нас проявляют не праздное любопытство, задавая с завидным постоянством один и тот же вопрос: какая будет завтра погода? Ведь погоду планеты делает Мировой океан! Ученые подсчитали, что тепла, которое выделилось бы при остывании Мирового океана всего на одну десятую долю градуса, хватило бы на то, чтобы нагреть всю земную атмосферу на 200 градусов.

Очень большую роль в формировании погоды играют штормы. Когда бушуют волны, основная масса тепла и влаги переходит из океана в атмосферу. За два-три дня шторма океан отдает столько тепла, сколько при штиле - за месяц.

Да что там погода! Данные свидетельствуют, что Океан виноват во многих климатических катастрофах, потрясающих время от времени планету. Во всяком случае, специалисты прямо обвиняют Мировой океан в наступлении малого ледникового периода XVII - XIX веков, когда в северо-восточной части Атлантики вода была непривычно холодной, а в Саргассовом море - необычно теплой.

Исследование влияния Океана на атмосферу дает уже сейчас ключ к прогнозу погоды. В дальнейшем ученые надеются найти алгоритм колебания климата, вначале с непродолжительными периодами - в полвека; затем - в несколько веков. И в конце концов, вероятно, удастся выяснить причины наступления ледниковых периодов.

Ныне для изучения капризов Океана применяется самая современная техника, установленная на научно-исследовательских судах погоды. Приборы прослушивают пульс Океана с суши и с воздуха, но самые ценные сведения о его «настроении» приносит аппаратура, установленная на кораблях погоды, таких, например, как «Пассат» и «Муссон» (порт приписки - Одесса). На борту «Муссона» размещены 19 лабораторий, оснащению которых позавидовал бы иной институт, и несколько отрядов.

Но «Пассат» и «Муссон» уже считаются ветеранами научного флота. Эскадра погоды пополнилась тремя новыми однотипными судами - «Вихрь», «Порыв» и «Шквал». Флот погоды в ближайшее время получит и специализированные суда отечественной постройки, так называемые тысячники - в одну тысячу тонн каждое, предназначенные для исследоватепьских работ в бассейнах окраинных морей.

Земля - голубая планета

Океан: и поэзия, и наука

Плавучие институты