Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Перевозка сжиженного газа

Оказалось, что более выгодно транспортировать охлажденный сжиженный газ.Газовоз Необычные корабли для его доставки имеют весьма разнообразную конструкцию. Например, встречаются газовозы с танками мембранного типа. В них жидкий газ перевозится в емкостях из мембран-листов толщиной 0,6 - 1 миллиметр, плотно прилегающих к жесткой изоляции. Вся нагрузка от веса и давления груза передается на корпус судна.

На мембраны идут специальные стали. Чтобы обеспечить им устойчивость против окисления, их полируют до блеска. В этих своеобразных металлических зеркалах отражаются волны голубоватых озер жидкого метана, охлажденного до низких температур. Для прочности делают плиссировку, углубления-гофры разного типа. Даже во время балластных пробегов цистерны заполняют холодным газом, чтобы избежать испарения жидкого метана при наливе.

Суда с мембранными танками полностью используют объем грузовых помещений однако они имеют и недостатки: мембраны и изоляция изготовляются из дорогостоящих материалов. Плотно прилегая к борту, они не позволяют вести наружный осмотр. В то же время сами мембраны из-за малой толщины весьма чувствительны к повреждениям, которые возможны при монтаже, шторме, аварийном повышении давления. Их трудно осматривать и ремонтировать, да и повредить легко. Внешне такие газовозы отличаются от обычных танкеров только более высоким бортом.

Цистерны - танки для газа, воспринимающие нагруз­ки от веса и удары волн груза при качке, имеют разно­образную форму, в том числе ящиков с ребрами, прива­ренными к наружной поверхности. Такие сооружения, например, установлены на первом американском газо­возе «Метан Пионер».

В ящичных конструкциях предусмотрено свободное тепловое расширение, так как они жестко соединены только в одной точке. Используется несколько вариантов крепления. Корпуса цистерн часто покрывают изоляцией из вспененного шлака, который в свою очередь облегчает легкая металлическая обшивка, служащая надежным барьером при утечке газа. Сами цистерны либо полностью упрятаны в корпус, либо возвышаются над ним своим верхним донышком.

Но еще более поражает глаз даже бывалого моряка вид газовоза со сферическими танками, получившими в последнее время широкое распространение на французских судах. Диаметр их достигает 36,6 метра, а вес вместе с газом - 10 тысяч тонн. На транспорте устанавливается пять-семь таких емкостей, возвышающихся на одну треть своего диаметра над палубой. Делаются эти цистерны из стали с добавкой никеля. К утолщенному экватору прикрепляется специальная юбка-цилиндр, опирающийся на двойное дно корабля или тяги, на которых сфера подвешивается к палубе. В обоих случаях свобода теплового расширения обеспечена максимально.

Внутри сферы имеется вертикальная труба-шахта для насосов и труб. Изоляцией покрывается вся ее площадь. Для защиты от непогоды верхняя часть изоляции (над палубой) закрывается легким кожухом. Кроме того, дополнительный слой изоляции укладывается на второе дно, чтобы предохранить его от попадания жидкого газа при течи.

Цистерны на газовозах делают из алюминия, сплава инвар, из специальной стали с присадкой никеля, так как другие виды сталей, в том числе судостроительные, при низкой температуре становятся хладоломкими.

Однако даже такие специальные сплавы не могут гарантировать полного отсутствия трещин. Расчеты показали, что для сферических танков диаметром 36 метров щель в 20 миллиметров может увеличиться всего лишь на 10 миллиметров за 15 дней шторма.

Алюминиевые цистерны оказываются не только надежными, но и значительно более легкими. Интересно, что, несмотря на необходимость устанавливать дополнительную изоляцию, стоимость перевозки жидкого газа в несколько раз меньше, чем сжатого, благодаря применению более тонких цистерн.

Перевозка сжиженного газа ставит перед судостроителями важную проблему: ведь несмотря на изоляцию газ испаряется.