Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Сверхтяжеловесы

Все эти в высшей степени нужные и оригинальные конструкции хороши. Но для перевозки сверхтяжеловесовСверхтяжеловес необходимы иные суда. Сначала думали, что решить эту задачу можно простым увеличением подъемной силы судового грузового устройства - делать его не 60, а 120 или 150-тонным. И такие суда построили, но их эксплуатация вскрыла серьезные недостатки.

У любого судна при подъеме сверхтяжеловеса может возникнуть значительный крен. Теперь представьте себе такую картину: тихий, безветренный день, в порту идут обычные работы и вдруг... мачты соседнего теплохода начинают постепенно крениться. Над палубой плывет многотонная махина, но все смотрят не на нее, а на зазор между причалом и бортом. Есть он - хорошо, нет - прекращается операция, опускается груз, судно отводится от причала и все начинается сначала.

Вывод напрашивался сам: нужно изменять не грузовое устройство, а конструкцию самих судов. И они появились в последние годы на морских дорогах, предназначенные специально для перевозки сверхтяжеловесов. Одно из них - «Крафтсман» (длина 150 метров, дедвейт 12800 тонн). Судно вооружено двумя 150-тонными стрелами, установленными на фок- и гротмачтах. Благодаря этому каждая из них может обслужить два из пяти трюмов, а в средней части судна стрелы могут работать совместно, поднимая 500-тонный груз.

Отличает «Крафтсмана» и специальная противокреновая система. Даже при подъеме максимального груза его крен не превышает 12°. По особому размещены и мощные лебедки - в отдельном отсеке трюма. Управление ими и противокреновой системой выведено на мостик и находится под контролем одного человека. Скорость «Крафтсмана» - 18,5 узла. Он сочетает в себе достоинства грузового теплохода и специализированного судна для перевозки тяжеловесов.

В Голландии одна из фирм, занимающихся перевозкой сверхтяжеловесов, заказала оригинальное судно, получившее имя «Габриэлла». На нем будут установлены две специальные стрелы, которые позволят при совместной работе поднять и перенести на борт груз весом около 270 тонн. Сверхтяжеловесы обычно отправляются в один адрес небольшими партиями (до девяти штук), поэтому дедвейт перевозчика должен быть 2000-4000 тонн, чтобы во время рейса не нужно было искать попутные грузы.

И такие суда уже созданы. На них нашли применение специальные поворотные фермы с гидравлическими шарнирами, опирающимися на причал. В качестве примера можно назвать датское судно «Супер Скан» (длина 74,5 метра, дедвейт - 2900 тонн). Судно снабжено стрелой грузоподъемностью 125 тонн. На «Супер Скане» необычно размещена трехногая мачта - сдвинута к левому борту. Это облегчает укладку тяжеловесов в трюм. Грузовые лебедки помещаются на площадках внутри трехногой мачты. Крен судна при наибольшем вылете стрелы не превышает 1,5°.

Успешная эксплуатация «Супер Скана» послужила; толчком к проектированию еще более мощного корабля такого же типа. Он получил имя «Мамонт Скан» (длина 99 метров, дедвейт 3400 тонн). На судне будут смонтированы две 350-тонные стрелы. Их установят на V-образных мачтах. Они могут работать совместно, поднимая груз весом до 700 тонн. К новшествам, примененным на датском судне «Мамонт Скане», относится и оригинальная конструкция люковых крышек, которые выполнены как плавучие понтоны грузоподъемностью до 300 тонн. Они могут использоваться в качестве плота при перевозке тяжеловесов.

Еще одним многообещающим типом судов для перевозки сверхтяжеловесов следует считать катамараны. Побывавший в Одессе голландский катамаран «Глория Сидерум» (длина 56,4 метра, 300-тонная грузовая стрела) может принять на палубу свыше 1000 тонн груза. Интересно отметить, что в качестве корпусов «Глории Сидерум» использованы два оказавшихся нерентабельными каботажных теплохода грузоподъемностью по 850 тонн.

Строители усилили палубу и переборки, поставили на правом борту опору, на которой установили стрелу и мачту-треногу. Катамаран может работать своей мощной стрелой, не принимая на борт никакого балласта. По типу «Глории Сидерум» созданы и другие катамараны.

В наше время, когда все более растет грузопоток сверхтяжеловесов, следует ожидать появления новых типов судов. Можно с уверенностью сказать, что без таких специализированных кораблей транспортировка морем современного промышленного оборудования была бы весьма затруднительной.