Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Ледорезы и ледоколы с носовым винтом

В самом начале появления ледоколов было два типа судов для ледового плавания: ледорезы и собственно ледоколы Ледокол Георгий Седовс носовым винтом. Особенностью ледорезов являются острые очертания носовой части судна - примерно в два-три раза острее, чем у обычных судов. Благодаря этому ледорезы вклиниваются в расщелины ледового поля, раздвигая льдины. Такие суда хорошо работают в нетяжелых льдах, где достаточно большое количество разводьев. К ледорезам относится знаменитый «Георгий Седов» - первое судно, построенное с широким применением электросварки. Шов показал свою надежность во время беспримерного дрейфа к полюсу.

Ледоколы с одним носовым винтом иначе называются ледоколами «американского» типа. История их показывает необходимость правильного осмысливания даже удачного опыта и недопустимости слепого копирования образцов.

...Капитан одного из пароходов, плавающих по озеру Мичиган, рассказывал, что судно не смогло ударами форштевня разбить льдину, закрывавшую путь в разводье, и потому он решил отбуксировать ее в сторону. Ко всеобщему изумлению льдина, которую не мог разбить стальной нос, распалась под ударами водяной струи от винтов. Это послужило толчком к созданию ледоколов с носовым винтом. При этом верхняя часть форштевня выполнялась наклонной, затем шла вертикальная часть со своеобразным «яблоком» - утолщением для прохода гребного винта. Применение ледоколов с носовым винтом во льдах Великих озер в США и Канаде, на Балтике, в Северной Атлантике было настолько успешным, что в течение девяти лет носовой винт был неотъемлемой частью ледоколов.

Ледокол «Владимир Ильич»Одно из судов подобного типа можно было увидеть еще сравнительно недавно в Одесском порту - это ледокол «Владимир Ильич», построенный в 1915 году и более 50 лет проработавший во льдах.

Во время хода в чистой воде носовой винт не используется. При движении в тонком льду он работает на передний ход, не столько помогая кормовым винтам, сколько создавая поток, обмывающий корпус ледокола и смывающий с него прилипающие льдины. При встрече с торосами носовой винт работает на задний ход, размывая их струей.

В пятидесятых годах XX века появился новый тип ледокола - с двумя носовыми и двумя кормовыми винтами. В их строительстве специализировалась Финляндия. Это относительно большие суда с полностью сварным корпусом, длиною 83 метра и шириною около 19 метров, водоизмещением 5 тысяч тонн. Наличие четырех винтов, приводимых в движение электромоторами, обеспечивает ледоколу хорошую маневренность. Ток для гребных электромоторов дают 6 дизель-генераторов. Все управление дизелями и моторами - дистанционное.