Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Первые ледоколы

В 1864 году кронштадтский судовладелец и купец Бритнев решил изменить конструкциюРечной «Саратовский ледокол» , 1896 г. парохода «Пайлот», который в то время уже несколько лет плавал между Кронштадтом и Петербургом. Зимой, когда Финский залив замерзал, и связь между этими портами почти прерывалась, были предприняты попытки рассечь лед ударами носа судна. Но они не оправдали надежд. Однако Бритнев не сдался. Он заметил, что на наклонные льдины пароход как бы взбирается, раскалывает их своим носом. Поэтому купец решил отрезать нос парохода, придав ему форму ложки. Теперь «Пайлот» смог влезать на лед и проламывать его своей тяжестью. Бритнев самым разумным способом решил задачу, хотя и шел на определенный риск, уродуя нос своего парохода.

Эксперимент оказался настолько удачным, что вскоре об изобретении Бритнева заговорили за рубежом.

В 1871 году в Германии выдалась очень суровая зима. Это привело к тому, что замерзла река Эльба - транспортная артерия Гамбурга. Немецкие судовладельцы решили позаимствовать опыт русских.

Портовые власти Гамбурга приобрели за 300 рублей чертежи и построили несколько судов, названных «Айсбрехер». Характерной особенностью этих ледоколов явилось очертание форштевня, плавно переходящего в киль. Корма же у них ничем не отличалась от кормы обычных судов.

«Айсбрехеры» хорошо зарекомендовали себя в портах, где нет торосистого льда.

Успехи портовых ледоколов привели к попыткам создать такие же морские суда, идя по пути простого увеличения их мощности и размеров. Но крупные суда с ложкообразным носом оказались неспособными справиться с поставленной перед ними задачей. В плотном морском льду ледоколы «гамбурского» типа гнали перед собой целое стадо разбитых льдин и вскоре сами застревали в них. Корабли не были в состоянии преодолеть созданную ими же самими преграду.