Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Океан: и поэзия, и наука


Корвет «Витязь» можно с полным правом считать дедушкой современного научно-исследовательского флота. Этот корабль был построен в 1886 году (водоизмещение - 3200 тонн, скорость - 14 узлов) и вошел в историю океанографии. На нем в 1886-1889 годах были выполнены различные исследования в Тихом океане. Командовал корветом «Витязь» Степан Осипович Макаров. В альбоме «Русский флот», изданном в Петербурге в 1893 году, имеется отличный рисунок корвета, выполненный лейтенантом флота В. Игнациусом. Чуть накренившись вперед, под всеми парусами стремительно несется красавец «Витязь». Плавание корвета продолжалось 993 дня. С самого начала этого нелегкого кругосветного похода С. О. Макаров вел научные наблюдения. Результатом их стал обширный труд о «Витязе», изданный Российской Академией наук в 1894 году. Во всем научном мире книга была встречена как ценнейший вклад в исследование океана.

...На фасаде старейшего океанографического института в Монако помещен список судов, которые совершили выдающиеся научные рейсы. Среди них почетное место занимает корвет «Витязь». Спустя десятилетия это гордое имя вновь засверкало на борту научно-исследовательского судна. Работы, выполненные на нем отечесвтенными океанографами, вписали много славных страниц в летопись изучения Мирового океана. В 1960 году руко­водитель кругосветной экспедиции на английском гидро­графическом судне «Челленджер», известный океанограф профессор Т. Гэскелл сказал: «Современные морские исследования развиваются благодаря усилиям океанографов всего мира. Огромный вклад в эти исследования внесли, например, советские ученые. Вместо тех сравнительно маленьких судов, которые удавалось применять для океанографических исследований в прошлом, в СССР применяются сейчас такие корабли, как «Витязь», на которых свободно размещаются 20-30 ученых и просторные лаборатории. И такие корабли работают в СССР в течение уже нескольких лет!»

Кстати, «Челленджер» так же, как и наш «Витязь», получил свое имя в наследство от другого английского научно-исследовательского судна «Челленджер», на котором в 1872 году было совершено одно из первых в истории науки кругосветных плаваний.

«Витязь» был переоборудован из рефрижераторного судна в экспедиционный корабль, «Витязь» на почтовой маркепригодный для длительных и сложных работ в океане. Водоизмещение его 5600 тонн, семицилиндровый дизель в 3200 лошадиных сил позволяет развивать скорость в 12-13 узлов. Автономность плавания - 18 500 миль. За время своей службы оно провело колоссальную работу на всех акваториях Тихого и Индийского океанов. Было собрано много ценных сведений по растительному и животному миру глубоководных впадин. В августовские дни 1957 года экспедиция на «Витязе» в районе Марианского желоба открыла самую глубокую точку Океана. Новая максимальная глубина Мирового океана оказалась равной 11034 метрам. Участники экспедиции в шутку подсчитали, что это - высота 6299... акробатов, ставших на голову друг другу, или 76 пирамид Хеопса.

Если в эту впадину погрузить высочайшую вершину Земли - Джомолунгму (Эверест), то сверху останется еще более двух тысяч метров водной толщи.

Начиная с 1967 года «Витязь» специализируется на изучении тектонических зон Мирового океана. Это судно - гордость отечественного научно-исследовательского флота - многие годы по праву называли флагманом кораблей науки. Но восхищенный отзыв, данный в свое время «Витязю», сейчас... устарел. Отечественный экспедиционный флот за прошедшеие десятилетия пополнился более совершенными кораблями науки.