Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Как устроен батискаф

Созданный по проекту швейцарского ученого Огюста Пикара, этот аппарат, иначе называемый «подводным Батискаф Приздирижаблем», состоит из двух основных частей - литой стальной кабины со стенками толщиной до 150 миллиметров и поплавка из стали до 5 миллиметров, наполненного бензином. Он легче воды и мало сжимается под высоким давлением. В батискафе только кабина противостоит чудовищному давлению. Все остальное - поплавок, электромоторы, аккумуляторы, бункеры для балласта открыты для морской воды.

Погружение «подводного дирижабля» осуществляется с помощью железной дроби, засыпанной в специальные бункеры, не имеющие дна. Балласт удерживается силою электромагнитов. Когда экипажу надо всплыть, электромагниты выключаются, и дробь вытекает из бункера в воду.

Около тонны ее тратится на то, чтобы «Триест» всплыл еще на один километр.

В те же годы, что и «Триест», был построен во Франции батискаф «Архимед». В 1962 году у берегов Японии он погрузился на 9200 метров. Во время одного из подводных рейсов на борту «Архимеда» находилась первая женщина-акванавт доктор физико-математических наук Валерия Алексеевна Троицкая.

Батискаф - аппарат сложный и капризный, требующий больших затрат.Батискаф «Архимед»

Интересно, что большинство аварий с батискафами происходили не в глубине, а на поверхности. Волны легко повреждали тонкостенный стальной поплавок. Поэтому для работы на средних глубинах были созданы более простые конструкции. Каждая из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Так, один из аппаратов сохраняет шаровую кабину, но поплавок его заполняется не бензином, а твердой пластмассой, в которой размещаются моторы винтов, механизмы рулей и небольшие балластные цистерны. Этот аппарат, кроме кормового, имеет еще пару «вертолетных» винтов, служащих для погружения или всплытия.

Несколько особняком стоят мезоскафы. Первый из них, названный в честь создателя «Огюстом Пикаром», предназначался для подводных экскурсий. Он должен был погружаться на глубину до 1200 метров, беря на борт 40 пассажиров и трех членов экипажа. В отличие от батискафов, мезоскаф имеет под водой положительную плавучесть и удерживается на глубине тягой вертикальных винтов.