Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Рождение танкеров

«Рождение самых больших судов освещается керосиновой лампой», - говорят шведские судостроители, подчеркивая ту роль, которую сыграли в истории танкерного флота перевозки первого массового продукта нефтепереработки. Эта лампа - «чудо XIX века» - уверенно победила и вытеснила всех своих масляных соперниц и потребовала сотни тысяч литров керосина. Сначала нефть возили в бочках, для которых не требовалось специальных судов. Но это было невыгодно: бочки надо наливать, грузить, выгружать, да и сами они весят немало.

В 1869 году парусник «Чарльз» переоборудовали: в его корпус поместили прямоугольные стальные цистерны - танки. От них и получили в дальнейшем свое название танкеры - суда для транспортировки нефти. Затем и на деревянной шхуне «Александр», которая перевозила нефть на Каспийском море, установили металлические цистерны для доставки черного золота наливом. Владельцы ее получили большую золотую медаль на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Однако еще долго судостроители не решались совмещать на судах подобные цистерны и паровую машину с ее котлом, жаром и искрами.

Но вот в 1882 году в России построили пароход «Спаситель», который уже обладал всеми признаками танкера. На нем машинное отделение было расположено в корме и отделялось от танков с грузом сухим отсеком-коффердамом. Грузовые отсеки-танки не имели двойного дна и разделялись одной продольной и тремя поперечными переборками.

В конце XIX века Одесский порт стал пионером освоения нового метода транспортировки нефти на Черном море. До 1884 года наливных судов здесь не было, и весь керосин, как свидетельствуют очевидцы, перевозили в «крайне плохой таре, сильно влияющей на его стоимость». В том же году Российское общество пароходства и торговли (РОПИТ) заказало первые пароходы для транспортировки нефти наливом и приступило к устройству «резервуаров на Пересыпи и керосинопровода к ним».

Первый наливной пароход РОПИТа «Свет» вышел в рейс в 1886 году. Благодаря новому способу перевозки, в течение года в Одессу было доставлено 3 миллиона пудов нефти. Спустя несколько лет и эта рекордная по тем временам цифра была перекрыта. Кстати, уже первые нефтеналивные суда претендовали на право называться самыми массовыми и большими среди всех других типов транспорта. В 1891 году русские морские журналы сообщали: «В текущем году на заводах Швеции изготовлено свыше 10 судов, из которых 6 наливных, предназначенных для Черного и Азовского морей».

Архивы Боткинского машиностроительного завода на Урале свидетельствуют, что в 1902 году здесь построили нефтеналивную шхуну огромных по тем временам размеров: длина ее достигала почти 90 метров. Она предназначалась для плавания по Каспийскому морю.

В России появились первые дизельные танкеры «Сармат» и «Дело» грузоподъемностью 5000 тонн. О них мы расскажем более подробно, так как собственно эти суда и положили начало современным супертанкерам.