Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Развитие кранов

Инженеры пошли и по другому пути - создания узкоспециализированных кранов. Например, был построен кран с нешироким понтоном, у которого крен уменьшался при помощи тяжелой тележки, перемещающейся в сторону, противоположную повороту стрелы. Однако такое сооружение страдает ощутимым недостатком, так как кран не может работать даже при незначительной качке.

Севастопольские конструкторы избрали принципиально иное направление. На основе современной техники былиТяжелый многоцелевой кран созданы тяжелые многоцелевые краны, способные выполнять гидротехнические и погрузочно-монтажные работы в море, в портах и на судостроительных заводах. Так, на широких морских дорогах и в тихих акваториях гаваней появились краны «Черноморец» (грузоподъемность 100 тонн) и «Богатырь» (грузоподъемность 300 тонн).

К числу уникальных работ, выполненных с помощью плавкрана, можно отнести погрузку на сухогруз теплохода на подводных крыльях.

Немало и других технических новшеств применили на плавкране его создатели с Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе. Например, так называемый рог, расположенный на стреле. Благодаря этому конструктивному дополнению удалось избежать опасности, могущей возникнуть при обрыве груза. Подскакивая, стрела своим рогом заставляет противовес двигаться в противоположную сторону, как бы сама гася следующий подскок крана. Были проведены опыты, во время которых тросы стропов, держащих трехсоттонный груз, перебивались мгновенным взрывом. Опыты показали, что подскок стрелы оказался меньше 0,5°, а крен всего крана не превышал 8°.

На палубе крана не увидишь и отдельных рубок. Это тоже одна из отличительных особенностей. Рубки совмещены с кормовой опорой стрелы. Она служит и кожухом машинного отделения, и выхлопной трубой. Размещение дизель-генераторов на корме не только увеличивает свободную площадь палубы, но и обеспечиваег более надежную работу машин в тех случаях, когда крану приходится приткнуться носом к необорудованному морскому берегу.

Сам крановый понтон в плане имеет прямоугольную форму, а контур днища обеспечивает хорошее подтекание воды к трем крыльчатым движителям, расположенным в корме. Это позволяет держать с полным грузом скорость до 6 узлов и противостоять волнению до трех и силе ветра до пяти баллов. Хорошие мореходные качества допускают эксплуатацию плавкрана в 20-мильной зоне без сопровождения буксиров и буксировку через моря и океаны. В июле 1974 года теплоход «Витим», имея на борту 10 тысяч тонн груза, привел из Севастополя в порт Находку плавучий кран «Богатырь-2» водоизмещением свыше 2000 тонн.

Рейс «Богатыря-2» продолжался почти три с половиной месяца. Погода не всегда сопутствовала судоводителям. На пути следования случались штормы, доходящие до 8 баллов. Но, несмотря на все трудности, переход был завершен успешно. Сейчас «Богатырь-2» - самый мощный механизм на дальневосточном побережье. Кран будет работать на строительстве глубоководного восточного порта, который сооружается в бухте Врангеля.

Но 300 тонн не предел. В Севастополе спроектирован плавучий кран «Витязь», который сможет поднимать 1000 тонн. Проект предусматривает возврат к схеме неповоротной стрелы, укрепленной на носовом транце.

Благодаря применению крыльчатых движителей маневренность «Витязя» будет в десятки раз больше, чем у старых кранов с неповоротной стрелой. В то же время вытянутая форма понтона позволяет увеличить скорость до 8 узлов и превратить кран в независимое от порта-убежища судно. Главное же новая схема позволяет увеличить грузоподъемность. Только на двух основных гаках, как мы уже писали, «Витязь» сможет поднимать 1000 тонн груза. При работе на судоподъеме, в помощь талям стрелы будут заведены и дополнительные палубные тали. «Витязь» поднимает до ватерлинии вес в 1600 тонн.

Помимо основной службы - на аварийно-спасательных работах, на новый плавкран возложат погрузку единичных сверхтяжестей, например, лихтеров, вес которых превышает возможности даже двух «Богатырей». Но проекты севастопольцев не ограничиваются «Витязем». На очереди и полноповоротные краны-гиганты, плавучие исполины, равных которым нет в мире.