Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Ро-ро

Автомобильные дороги связывают нынче не только государства, но и континенты. Новостройка XX века - мост через Босфор - позволяет автомобилистам переезжать из Европы в Азию и обратно. Через небольшие водные преграды ходят паромы. Они перевозят людей, машины, грузы. На большие же расстояния выгоднее доставлять грузы на специальных прицепах или в кузовах большегрузных автомобилей.Погрузка автомобилей на Ро-Ро

Суда, на которых груз перевозится в автомашинах и автоприцепах, то есть доставляется на борт непосредственно с ходу, называются «ро-ро» - по сокращенному английскому выражению накатил-выкатил. Сейчас в мировом флоте насчитывается уже свыше 400 судов такого типа.

Число их растет быстро. Особенно много «ро-ро» работает на морях, омывающих Европу, - на трассах, соединяющих Скандинавию и Англию, Италию и Испанию, Францию и Африку. В феврале 1975 года в Ильичевске ошвартовался теплоход «Академик Туполев». Это первое из серии судов Черноморского пароходства с горизонтальным способом погрузки. Пароходство будет иметь еще три теплохода такого типа. Сейчас суда «ро-ро» делятся на грузовые и грузопассажирские, которые отличаются от обычных паромов способностью к далекому плаванию. Суда «ро-ро» не имеют обычных трюмов. Груз перевозится на палубах.

Основное различие между типами этих судов заключается в том, как попадает трейлер на судно: с носа, с кормы, с борта и в том, как он перемещается. С палубы на палубу трейлер может переехать по наклонным сходам-пандусам, внутренним откидным аппарелям - или может быть поднят гидравлическими подъемниками. Принятие того или другого решения на постройку судна полностью зависит от географии будущих рейсов. Ведь переход через Ла-Манш и рейс Финляндия - Италия - внутриевропейские, но как различны по расстоянию! По-разному используются эти суда и в течение года. Например, шесть месяцев - на перевозке грузов, а вторые - на перевозке автомобилей с пассажирами.

На Черном море по совершенно понятным обстоятельствам (на побережье летом устремляются сотни тысяч туристов и курортников) в основном эксплуатируются грузопассажирские суда. Одно из них «Белоруссия». Это 157-метровое судно может принять на борт более тысячи пассажиров (500 из них размещается в каютах, 120 в авиационных креслах и 255 легковых автомобилей).

Имеются ресторан, танцевальный зал, бары, бассейн, магазины. Наличие трех въездов на судно особенно важно летом, когда судно эксплуатируется на Кавказской линии с частыми заходами в порты. При такой интенсивной работе обычное оформление билетов для автомобиле могло бы стать причиной простоя. Поэтому билеты заменят специальные жетоны, которые будут выдавать на накопительной площадке - специальном участке порта, где машина займет свою очередь в зависимости от того, в каком порту она будет выгружена.

На «Белоруссии» впервые применяются электронные машины для обеспечения продажи билетов по всем портам сразу. Такой порядок необходим - ведь эксплуатация судна стоит вдвое больше, чем эксплуатация лайнера «Иван Франко». «Белоруссию» строили финские судостроители. Им принадлежит одна из последних новинок, примененных на кораблях типа «ро-ро». Новинка - переходной мостик-аппарель, установленный на корме под углом к судну. В чем же его преимущество? Новый тип аппарели позволяет автомобилевозу становиться бортом к причалу, хотя заезд машин происходит с кормы.

Обеспечение переезда с судна на причал и обратно требует особых конструкций: ведь причалы и судно могут быть разной высоты, а угол уклона пути, допускаемый трейлерами, всего 10°. Да и сам въезд на борт может порой принести массу неожиданностей...

В ноябре 1964 года небольшой шведский трейлеровоз «Альфа» доставил пять большегрузных машин на родину. Как только первый трейлер оказался на берегу, судно накренилось от берега, и остальные не могли выехать, соскальзывая по мокрой палубе в накрененную сторону. Тогда капитан приказал завести выгруженный трейлер обратно на судно. Но едва трейлер съехал с причала, как тоже покатился по наклонной палубе к остальным. Уже имевшийся крен от толчка катящегося трейлера сильно увеличился. Значительная часть палубы ушла под воду, и судно опрокинулось.

Еще более опасен груз на колесах во время шторма, когда удары волн сотрясают корабль, и плохо закрепленный или сорванный со своего места трейлер начинает бегать по палубе. Тогда не только автомобили, но и самые малоподвижные грузы, включая обычные ящики, становятся опасными. Достаточно вспомнить эпизод из романа Гюго «93-й год», когда одна оторвавшаяся пушка едва не погубила корабль.

Недаром креплению груза на колесах уделяется максимальное внимание. Для этого на всех палубах имеются углубления - гнезда, в которые прячутся рымы, обуха или специальные стальные тарелки. При установке под колеса подкладывают тормозные башмаки, к рымам прикрепляются тросовые или цепные стопоры и другие приспособления. Все это позволяет в считанные минуты надежно прикрепить, принайтовить, как говорят моряки, тяжелые трейлеры.

Для переезда машин с причала на судно используется одна или несколько аппарелей. Иногда аппарель последовательно переставляется с палубы на палубу, но у большинства современных трейлеровозов она настолько тяжела, что ее предпочитают прикреплять шарнирно к одной из палуб, а на другие подавать автомобили с помощью специальных конструкций. С этой целью оборудуются площадки - гидравлические подъемники грузоподъемностью до 30-50 тонн. Они весьма удобны, так как занимают малую площадь палубы, а последний трейлер остается на самой площадке-подъемнике.

­