Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Буксиры

Другой тип судов, неизбежно сопутствующих морским кораблям в порту, - буксиры. Небольшие, юркие, они по своей численности превосходят все остальные виды вспомогательных судов. История их фактически начинается с появления пароходов: недостатки тогдашних машин - их громоздкость и огнеопасность привели к разделению обязанностей. Паруса несли корабли через океаны, паровые буксиры вводили их в порты. Они дежурили недалеко от берега, готовые прийти на помощь белокрылым красавцам.Буксир

Даже в многодневных гонках чайных клиперов по­следнюю точку ставили буксиры. Тогда и выработался стандартный тип парового буксира-угольщика, чернорабочего порта, который тянул за собой на тросе не имеющий своего хода корабль.

С развитием парового флота буксиры оставили открытое море и перешли в портовые воды. Пароходам нужна была помощь в основном для повышения маневренности в забитой судами акватории. Буксировка же в открытом море постепенно сошла на нет. И это имеет свое объяснение, когда соединяет буксир и баржу только трос. Буксир значительно меньше баржи. Порой ударит волна, рванется баржа в сторону, потянет трос и повлечет за собой буксир, наклонит его. А может и перевернуть.

При работе в порту с судами, имеющими свой ход, буксиры фактически становятся своеобразными самоходными рулями, которые работают «на таран», упираясь носом в борт судна. Такой самоходный руль должен иметь наименьшие размеры при наибольшей мощности, быть очень вертким. В плане он часто имеет почти квадратную форму - ведь устойчивость на курсе ему нужна лишь для перехода от берега до борта судна.

Во многих зарубежных портах нередко можно наблюдать такую картину. Рядом с океанским лайнером следует один, два или три буксира. В зависимости от... обычаев порта. Зачастую эти буксиры не оказывают судну никаких услуг, но наем их обязательный. Хочешь - не хочешь, а плати. И не только за услуги. Капитан теплохода обычно еще и отвечает за все, что может произойти за это время с буксирами - за аварию, задержку, столкновение. За все, что может случиться с суденышком с момента выхода и до возвращения буксиров, арендованных судном, на свою базу.

Но чаще всего в толчее и скученности современных портов, которые одновременно принимают, обрабатывают и выпускают в рейсы десятки различных судов, без помощи бускира теплоходу не обойтись.

Широкое использование средств автоматизации и дистанционное управление механической установкой портового буксира позволяют его обслуживать экипажу из трех человек. Хорошая маневренность судна обеспечивается двумя винтами регулируемого шага и поворотными направляющими насадками.

В последнее время морские буксиры приобрели свое первоначальное назначение. Трудность буксировки барж морем обычным способом (на тросе) и успехи метода толкания на реках и в портах привели в наши дни к созданию конструкций океанских барж и специальных морских буксиров для толкания. Размеры их стремительно растут: уже сейчас плавают баржи в десятки тысяч тонн. Так, для перевозки угля из Польши во Францию будут использованы баржи грузоподъемностью 20 тысяч тонн с буксиром-толкачом мощностью 5800 лошадиных сил. В корме баржи предусмотрен вырез, куда входит нос буксира, и оба судна гидравлической сцепкой соединяются в одно целое.

По отношению к обычным судам преимущество комплекса «буксир-баржа» состоит и в том, что за время погрузки и разгрузки баржи буксир выполняет другие работы. Интересно, что сам принцип судна-поезда был выдвинут еще в 1860 году. Но построенный тогда в Англии баржевый поезд был разорван волнами. Только техника нашего времени смогла создать работоспособные конструкции соединения баржи и буксира.

Все буксиры должны развивать большую мощность при небольших скоростях. Обычный винт в этих условиях работает плохо, поэтому для современных буксиров характерно применение винтов, заключенных в специальные кольца-насадки. Благодаря им существенно повышается эффективность работы винта. Он может отбросить большую массу воды. Иногда эти насадки делаются поворотными. Такая конструкция значительно повышает маневренность.

БуксирХлопотная служба у буксиров. Вот несется он на всех парах к прибывшему судну; вот наваливается на него, изо всех сил прижимая к причалу; вот упирается на полную мощность машин, не давая ветру снести судно з сторону.

На современных буксирах сейчас все чаще устанавливают винты регулируемого шага и крыльчатые движители. При применении винтов регулируемого шага двигатель буксира всегда работает одинаково, а изменение скорости и направления хода обеспечивается поворотом лопастей винта. Крыльчатые движители представляют из себя вращающиеся диски, вмонтированные в днище. В диски вставлены 6-8 вращающихся лопаток. Благодаря особому механизму, при сложении этих двух вращений лопатки описывают движение, аналогичное движению руки человека, плывущего кролем. Сложность конструкции компенсируется изумительной маневренностью буксиров. Они не только могут разворачиваться буквально «на пятке» или двигаться боком-лагом, но и развивать при этом полную мощность.

Среди буксиров сейчас появился еще один тип, вызванный к жизни добычей нефти и газа в море. Оживленное прибрежное судоходство - доставку людей и продовольствия на буровые с успехом выполняют обычные каботажные суда. А как перевозить длиномерные трубы-штанги для бурильных установок или, скажем, трубы большого диаметра для нефтегазопроводов, прокладываемых по дну? Спрос, как говорят, рождает предложение. И вот уже появился в море буксир с высоким полубаком, сильно сдвинутой вперед надстройкой и просторной (до 2/з длины судна) кормовой палубой. Здесь-то и повезут бурильное оборудование и трубопроводы. А прочные стойки вдоль бортов гарантируют их сохранность даже при сильной волне. Продумана и система разгрузки труб в море. Для этого на кормовом срезе оборудован слип для труб.