Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Как чистят Каспий

На совершенно иной основе работают адгезионные НМС. Под этим общим названием понимают несколько типов судов, Нефть на берегу объединенных одним принципом применения адгезии.

Адгезию в практике использовали давно. В районе Баку нефть добывали с древних времен. Случалось, что по различным причинам она попадала в море. Сильные северные ветры несли нефтяные пятна на юг, в Иран, где бедняки с нетерпением ожидали бесплатное топливо. Они расстилали на берегу возле воды обрывки старых ковров. Когда эта ветошь пропитывалась нефтью, ее отжимали и снова раскладывали на берегу.

Вспомнили об этом методе недавно, когда потребовалось чистить Каспийское море. Инженеры воспользовались готовым опытом. На шлюпке был установлен барабан, обшитый ковром, с отжимным валиком. Барабан на одну треть погружался в воду, нефть прилипала, а потом отжималась валиком. Первые опыты прошли удачно, но затем, по мере износа и загрязнения ковра, устройство работало все хуже и хуже. Однако нет худа без добра. Испытатели заметили, что в тех местах, где ковер оторвался, нефть прилипла к самому барабану. Новый вариант устройства претерпел изменения. На этот раз обшивка барабана была сделана из цинкового листа, а отжимный валик заменен скребком.

Уже в первых образцах НМС были заложены два основных направления, по которым в дальнейшем и шло развитие адгезионных конструкций. Одно предусматривало сбор нефти, благодаря ее прилипанию к поверхности, другое было основано на том, что нефть пропитывала ее.

Во всех последующих конструкциях НМС, включая и самые современные, в широком диапазоне меняются лишь положение, размер, форма рабочего органа, но основные принципы работы остаются прежними. Так, в ряде конструкций вместо барабана устанавливаются бесконечные ленты. Гладкие, если используется принцип прилипания, либо пористые, когда предпочтение отдается пропитыванию.

По данным специалистов из штата Техас, опытная установка, предложенная местным университетом, подает в загрязненную нефтью воду бесконечную ленту из ворсистого хлопчатобумажного полотна со скоростью одного метра в минуту. Лента быстро напитывается, после чего возвращается в аппарат, где валки отжимают нефть в контейнер.

Подобная установка смонтирована в носовой части специальной баржи. Она может работать как на спокойной воде, так и при волнении. Эффективность нового метода примерно в 10 раз выше известных.

В поисках материала для лент был испытан не только хлопок, но и синтетика. Однако лучшим все же оказался хлопок.

Существует еще одна разновидность конструкции нефтесборщика, построенного в 1973 году. Нефть, кото­рую он собирает с поверхности моря, не поднимается из воды, а, наоборот... затапливается. Бесконечная лента движется от носового валка, расположенного над водой, к кормовому. Последний находится в нижней части специального отсека, не имеющего дна. Рядом с кормовым валком расположен и скребок. Нефть, снятая скребком с ленты, всплывает и попадает в первый каскад сепаратора. Это простое, на первый взгляд, изменение в конструкции оказалось весьма эффективным. Выяснилось, что на воздухе нефть «вжимается» в ленту всем весом, а в воде - силой, меньшей в 10 раз, то есть за счет разности удельных весов воды и нефти.

Этим усовершенствованием не исчерпаны все возможные варианты модернизации. Так, все чаще поговаривают о создании ленты с меняющей адгезией, например, под действием электрополя.

Но было бы неправильно умалчивать и о главном недостатке, который, к сожалению, присущ самым лучшим конструкциям НМС. До сих пор никому не удавалось полностью очистить ленту или барабан от налипшей нефти.

Есть адгезионные НМС, в которых заложен несколько другой принцип. Он основан на разбрасывании различных пористых материалов, поглощающих нефть.

Список средств, предложенных и испытанных в разных странах мира, внушителен и разнообразен: от соломенных матов и толченой сосновой коры, до пенополиуретана, кубометр которого впитывает до тонны нефти. Потом нефть вместе с впитавшим ее веществом собирается НМС, похожим на описанный ранее.

Несмотря на внешнее сходство, от подобных средств принципиально отличается применение песка и глины, на которые наносятся специальные активные добавки. Так, одна из голландских нефтяных компаний оборудовала судно со штангами длиной в 20 метров каждая, расположенными по миделю с обоих бортов. Они имеют 40 патрубков с отверстиями, через которые выбрасывается песок, обработанный специальным химическим составом. Песчинки, попадая в нефть, обволакиваются ею и под собственной тяжестью опускаются на дно, прежде чем нефть унесет в море. Образцы воды, взятые после обработки, показывают высокое качество очистки. Подобным способом было затоплено за 45 минут нефтяное пятно весом до 100 тонн.

Разработан более дешевый способ очистки залитых нефтью и мазутом водных пространств с помощью глины, которая не требует применения специальных активных добавок.

Обыкновенную глину разогревают, мельчайшие ее частички спекаются, придавая материалу повышенную пористость. Эти поры, словно губка, вбирают нефть. Маслянистая жидкость обволакивает каждую частицу распыленного материала и тонет вместе с ним. Происходит это за несколько секунд. Каленая глина показала себя неплохим пожарником. Она тянет на дно и загоревшуюся нефть, погасив ее на первых миллиметрах пути.