Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Испарение газа

На небольших газовозах, перевозящих этилен, аммиак и т, д., устанавливаютГазовоз холодильные машины, и образовавшийся газ снова сжижается и перекачивается в цистерны. Однако при транспортировке сжиженного природного газа во время шторма испарение достигает одного процента, то есть почти 200 тонн в сутки. Если установить на судне холодильные машины, способные «возвратить» его в емкости, то для этого потребовалась бы мощность, равная половине мощности главного двигателя газовоза. Поэтому испаряющийся газ используется как топливо для главного двигателя или котла.

Полностью перевести судно на газ нельзя: наиболее интенсивное испарение происходит во время шторма, когда снижается скорость и не используется вся мощность двигателя. Уменьшается при этом и потребность в топливе. В спокойном море, когда необходимо развить полный ход, испарение наименьшее. Поэтому двигатели работают как на газе, так и на нефти.

Недавно на норвежской верфи закончено строительство двух крупных газовозов «Норман Леди» и «Венатор» для перевозки природных сжиженных газов при температуре минус 162 градуса. На них установлены сферические емкости из алюминиевого сплава диаметром 33 метра и объемом 18 800 кубических метров. Оба судна используют в качестве топлива газ, испаряющийся в грузовых емкостях.

Трудность изготовления сфер, дороговизна специальных сплавов, желание соединить достоинства разных газовозов привели к созданию в последние годы еще двух типов судов: полумембранного и «сосисочного».

Полумембранный танк имеет грушеобразную форму и подвешивается за горлышко к палубной горловине. Он висит в трюме, свободно меняет свою форму при погрузке, выгрузке, качке. Изоляцией покрываются не танки, а борта, палуба, днище судна.

В «сосисочных» танках газ перевозится в штабелях труб, концы которых заглушены и соединены перепускными отростками. Пространство между трубами заполняется полиуретановой пеной. Сами трубы имеют различную длину и диаметр, что позволяет полностью использовать объем трюма; в отличие от других конструкций их изготовляют из более дешевых сплавов. Такие емкости позволяют создавать суда смешанного назначения, например, газовоз-танкер.