Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Наступление на грузы

Стало привычным любой рассказ о жизни порта начинать с описания леса кранов, встающих над портовыми сооружениями. Что ж, и мы начнем именно так. Хотя бы уже потому, что «главными героями» этой главы действительно будут краны, предназначенные для перевалки товаров и оборудования, машин и сырья с судна наНаступление на грузы в море берег и с берега в трюмы или на палубу.

При всем разнообразии грузы, прибывшие в порт, можно разделить на три основных группы. В первую входят грузы нормального веса (до 3-5 тонн), во вторую - тяжеловесы (до 60 тонн) и, наконец, в третью - сверхтяжеловесы. Транспортировка сверхтяжеловесов водным путем имеет свою историю. Еще в древности египтяне доставляли на папирусных лодках тяжелейшие блоки известняка для пирамид; мраморные детали храмов из побежденной Греции плыли в Рим; со всех концов Средиземного моря отправлялись на судах колонны для византийских церквей и венецианских дворцов.

Одна из самых грандиозных перевозок по водному пути была осуществлена в России в 1769 году. Скульптор Фальконе, создавая свой шедевр - памятник Петру 1, выбрал для его основания скалу-монолит весом более ста тысяч пудов. Огромный гранитный валун по специальной дороге из желобов, заполненных медными шарами, перевезли на берег Финского залива. Затем валун вытащили на плот, закрепленный между двумя фрегатами, и благополучно доставили по морю и Неве в Петербург. Хотя перевозка памятника - операция уникальная, но и она укладывается в выработанную специалистами схему, в которой весовые категории груза довольно четко отделяются друг от друга.

Для чего это нужно? Такое деление тесно связано с возможностями судовых подъемных устройств. Грузы нормального веса можно поднять обычной стрелой. Тяжеловесы - специальной. А сверхтяжеловесы - лишь с помощью мощных кранов.

Еще сравнительно недавно считалось, что сочетание судовых стрел, береговых и плавучих кранов позволяет успешно решать все вопросы обработки грузов. Однако потребности современной техники отразились не только на конфигурации, размерах или материалах, из которых грузы выполняются, но и на их весе. Это особенно характерно для такого важного оборудования, как котлы и реакторные колонны, турбины и генераторы.

Так, например, недавно на теплоход «Задонск» во французском порту Дюнкерк были погружены сверхтяжеловесы - трубы для газовой промышленности весом 150 тонн каждая. Такая перевозка была осуществлена впервые в морской практике черноморским судном. А теплоход «Суджа», доставивший из Японии автоматическую прессовую линию! На судне было два грузовых места весом по 300 тонн, головки прессов - по 200 тонн. Подобное оборудование необходимо перевезти целиком, не разбирая.

На разгрузку тяжеловесов и сверхтяжеловесов ставят и береговые и плавучие краны. Но мощных плавучих кранов не так уж много в мире, да и сосредоточены они, в основном, в крупных портах. А как же быть в маленьких? Или в портах-новостройках? Кроме того, порой приходится производить выгрузку в таких местах, где нет даже береговых кранов, и тогда перемещение на берег груза, вес которого превышает возможности судовых механизмов, превращается в сложную инженерную задачу. Примером такой задачи может служить доставка речных танкеров на Камчатку. Для спуска танкеров с борта теплохода «Дубно» пришлось сооружать на палубе специальное устройство.

Случаев, подтверждающих, что транспортировка сверхтяжеловесов на обычных судах - операция сложная и трудоемкая, не перечесть. Естественным выходом из тупика явилось создание специальных судов.

В настоящее время, кроме плавучих кранов с их пря­моугольным низким корпусом, работающих, в основном, в защищенных акваториях, все шире применяются и кра­новые суда. Они предназначены для работ в открытом море, обычно снабжены мощными поворотными кранами грузоподъемностью до 800 тонн, установленными на уширенном судовом корпусе. Суда эти мореходны, имеют скорость около 10 узлов. Наиболее широкое применение они нашли на морских нефтепромыслах.
Одно из них, которое проектируется, сможет поднять 600 тонн на стреле, выброшенной над морем на 40 метров. Четыре винта, четыре руля и два подруливающих устройства сообщат кораблю хорошую маневренность, а семья якорей позволит ему вести монтаж даже при заметном волнении моря. Ходовая рубка будет расположена на портале крана на высоте 35 метров от уровня воды и обеспечит хороший обзор, что немаловажно при установке на дно 120-метровых конструкций, либо буровой вышки весом в 500 тонн. Кстати, вахтенных крановщиков на тридцатипятиметровую высоту доставит скоростной лифт.