Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Спасательные суда

Сейчас все реже звучит трагическое старинное слово - кораблекрушение. Современные суда, оснащенные новейшим навигационным оборудованием, способны совершать рейсы в любое время, в любую погоду, в любом районе. И все-таки бывают случаи бедствия на море.Спасательное судно

Самые разнообразные причины аварии: трещины в корпусах, удар молнии, искра, возникшая в результате пробоя изоляции, - все это может заставить моряков бросить в эфир призыв о помощи.

Правда, чаще называют другие причины происшествий, в том числе ошибки судоводителей, из-за которых происходят посадка на мель, столкновения, навалы, повреждения судовых устройств, бывают аварии из-за смещения грузов. Не все капитаны судов выбирают пути следования, сообразуясь с гидрометеорологической обстановкой и прогнозами погоды. Вместо того, чтобы укрыться в защищенном месте, судоводители, рискуя грузом и судном, полным ходом продолжают следовать в условиях жестокого шторма. И тогда порой попискивают в наушниках тревожные сигналы «SOS».

На этот сигнал непременно откликаются все находящиеся поблизости суда: это их долг, но для судов-спасателей это работа. День и ночь стоят они наготове в портах или крейсируют в оживленных районах океана, готовые в любой момент прийти на помощь кораблю, терпящему бедствие.

Приняв сигнал, спасатель связывается с судном по радио и с максимальной скоростью идет с ним на сближение. В море заключается договор - контракт на спасение. Дело в том, что помощь судам оказывается за плату, а спасение людей бесплатная и обязательная для всех морских судов операция. Конечно, возникают и разногласия между спасателями и судовладельцами потерпевшего аварию корабля. Такие споры решаются в органах арбитража (например, в Англии - в Морском адмиралтейском суде и Ллойде, а у нас - в Морской Арбитражной комиссии при Всесоюзной Торговой палате в Москве).

Океанские и морские спасатели имеют мощные двигатели, большую автономность плавания. Они оснащены современными спасательными средствами и стоят в определенных местах, готовые к немедленным действиям. На таких судах установлены мощные радиостанции, несколько локаторов.

К числу самых современных судов подобного типа относится океанский спасатель «Памир», спущенный на воду со стапелей Адмиралтейского завода. Он может оказывать помощь судам любого тоннажа. Для борьбы с пожарами «Памир» имеет установки, способные обрушить на огонь до двух тысяч кубометров воды в час. Его водолазные станции снабжены телеаппаратурой, подводными прожекторами и сварочными аппаратами для работы на глубине. «Памир» может находиться в океане два месяца без пополнения запасов топлива.

От того, насколько быстро спасатель прибудет к месту аварии, очень часто зависит не только судьба судна и грузов, но жизнь людей. Успеет подойти вовремя, как в те дни, когда в 40 милях от порта сел на камни теплоход «Бергенд Джуно», - удается спасти судно. Опоздает - удары волн завершат дело, и только останутся на скалах железные обломки.

Иногда даже неясно, удачно прошло спасение или нет. В 1967 году голландский нефтерудовоз «Якоб Ворельма» в результате взрыва в машинном отделении, начал тонуть. На море был штиль, и корабль медленно погружался кормой до тех пор; пока масса руды в трюмах не перевалилась на борт. Тогда корабль опрокинулся, и руда высыпалась в океан. Судно начало свой последний рейс вверх килем. Попытки обычных судов закрепить трос на гладком осклизлом днище не увенчались успехом, пока не пришел 68-метровый спасатель «Зварте Зее». Наличие мастерских и мощного сварочного оборудования сыграло свою роль в спасении. «Якоб Ворельма» был «загарпунен», и девять тысяч лошадиных сил спасателя повлекли перевернутое судно к ближайшему берегу. Однако водолазный осмотр показал, что корпус нефтерудовоза настолько поврежден, что слишком дорого было бы производить ремонт. Оказалось, что даже... разделка судна на металлолом была бы невыгодной! Поэтому днище подорвали взрывчаткой, выпустили воздушный пузырь, и корабль затонул на тридцатые сутки после аварии.

Стоять в готовности!.. Это главное в жизни моряков экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судо­подъемных и подводно-технических работ.Изо дня в день, из месяца в месяц несут свою вахту моряки-спасатели. В любую минуту может поступить сигнал бедствия, и в любую минуту готовы прийти они на помощь. Поле деятельности отряда АСПТР Черноморского пароходства - весь Азово-Черноморский бассейн. За 15 лет отряд выполнил десятки сложных спасательных операций. Спасение - это важнейшая, но не единственная его задача.

В конце 1973 года на американском танкере «Оверсиа Алеутиан» во время стоянки в Туапсе отказало рулевое устройство. Буксировка была поручена спасательному судну «Посейдон». Впервые в практике небольшой спасатель должен был сопровождать танкер водоизмещением в 65 000 тонн. «Посейдон» успешно провел американский теплоход по Босфорскому проливу.