Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Ледоколы

В иных местах побережья зимой трудно определиться. Где кончается суша, где начинается вода? Все то же белое поле, все та же неподвижность... Удивительные свойства воды. Замерзая, она увеличивается в объеме, и вот уже ледяная броня протянулась на десятки километров вдаль от берега.

Ветер, течения ведут с ней неустанную борьбу. Льдины ломаются, кроша друг друга, и снова смерзаются в ледяные поля. Вздымая многотонные валы, грозно застыли в Арктическом бассейне многолетние глыбы. Средняя толщинаЛедокол их достигает трех метров, это неприступная крепость.

Льды отличаются не только внешней формой, цветом и прочностью, но еще и липкостью. Многолетний лед очень прочен, его трудно разбить, но если все же разбить, то обломки отходят в сторону, не мешая движению судна. Лед молодой легко ломается, крошится, но если он покрыт снегом, то липнет к корпусу, образуя «шубу», в которой бессильно вязнет судно.

- Внимание, караван! -раздается в такие минуты по радиотелефону с борта ледокола. - Входим в тяжелые льды. Замедлить движение до «самого малого», строго соблюдать дистанцию.

И всюду - в туманном Баренцовом море, в суровом Карском, далеком Чукотском - пробивают во льдах путь ледоколы. Ведь суда должны плавать независимо от погоды. Время не ждет. Ледоколы проводят караваны в порты, несут службу на опасных участках, незамедлительно приходят на помощь.

Посмотришь через иллюминатор самолета и кажется: среди ледяного поля ползет, резко дергаясь, жук, оставляя за собой зеленоватую ленту с белыми пятнышками. Вблизи это - мощный корабль с необычно наклоненными бортами, с высоким мостиком. С напряжением вглядывается капитан в плотный лед впереди, выискивая по едва заметным признакам слабые места. Глубоко внизу, в машинном отделении, оглушительно грохочут дизели, вырабатывая энергию, вращающую электромоторы, соединенные с многотонными винтами. А на мостике приглушенно звучит команда: «Вперед, чуть левее!», звякнул машинный телеграф, переложил штурвал рулевой, и, стремительно ускоряя бег, бросилась вперед стальная громадина... Страшный удар литым форштевнем по льдине, а затем отход назад, и снова вперед, назад и вперед... Показалось ровное ледяное поле. Ледокол идет без остановки, разрезая лед форштевнем, приминая бортами. Но торосистый вал подготовил западню. Выскочил на лед от удара корпус судна почти на четверть длины и как будто застыл там. Бешенно работают винты на задний ход, несутся вдоль борта пена, снег, обломки льда, а корабль - ни с места. Придется теперь и нажать носом, и присесть на корму, и покачаться из стороны в сторону...

И такое можно увидеть не только на Севере. Суровые зимы бывают и на Черноморье. История бережет сведения о чрезвычайно лютых зимах, бывших здесь в античные и средние века, когда замерзала значительная часть Черного моря, включая Босфор.

Страбон в книге «География» пишет, что жрец храма Асклепия в Пантикапее (Керчь) сделал на медном кувшине, который раскололся от замерзшей воды, надпись: «Если кто из людей не верит, что делается у нас, пусть убедится, посмотрев на этот кувшин, который жрец Стратий поставил тут не как прекрасный дар богу, а как доказательство лютой зимы».

Сухогруз во льдах«Море здесь и весь Босфор Киммерийский (современный Керченский пролив) замерзают так, что скифы, живущие по эту сторону рва, выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону...», - писал отец истории Геродот.

Но, может быть, столь суровые зимы на Черноморье вымысел?

История свидетельствует, что тяжелая ледовая обстановка на Черном море - явление не столь уже редкое, как может показаться вначале. Древних мореплавателей, впрочем как и моряков более поздних эпох, она интересовала в немалой степени. Беспокоили льды и одесских портовиков. Вопрос о приобретении ледокола для Одесского порта впервые был поднят в 1883 году, когда из-за сильного северного ветра, дувшего продолжительное время, порт в течение шести недель оказался недоступным для судов.

Подобная ситуация сложилась спустя пять лет. Не помогли ни пропиливание льда вручную, ни динамитные взрывы, а пароход РОПИТа «Полезный», с усиленным корпусом, на который возлагались большие надежды, как на ледокол, не только не оправдал их, но зимой 1888 года сам вмерз в лед. В эту зиму в порту замерзли 78 пароходов. Убытки от их простоя ежедневно составляли более 20 000 рублей. Зима 1890-1891 года оказалась не легче. Лед держался в порту 67 дней. На этот раз уже 127 пароходов оказались в ледяном плену.

В 1892-1893 году, с 28 декабря по 28 января, порт снова сковал лед, а ледокола в Одессе все не было...

Старший производитель работ Одесского порта писал одну за другой докладные записки, но они, как говорили с грустью портовики, «оставались подобно гласу вопиющего в пустыне». В одной из записок отмечалось: «Отсутствие таких необходимых судов, как, например, пароход-ледокол, сказывается сильнее и сильнее с каждым годом, так как с увеличением числа молов и отдельных гаваней, на которые разбит Одесский порт, он все больше и больше подвергается риску замерзания...»

Большинству жителей Одессы пришлось быть свидетелями ледовой эпопеи в памятную суровую зиму 1972 года, когда Черное море в районе Одесского залива на значительном расстоянии замерзло.

Более чем на 20 километров от берега в глубь моря уходила в те дни ледяная кромка почти полуметровой толщины. Такое еще долго будут вспоминать и видавшие виды ледовые капитаны, и многоопытные лоцманы. Ледоколы «Сибиряков» и «В. Русанов» работали в самом напряженном графике, проводя караваны судов в Одессу.

Да, нелегко ледоколам и в южных морях! На счету только одного из них - дизель-электрохода «Иван Москвитин» более трехсот судов, проведенных сквозь льды в порты Николаев и Жданов.

Покорив океаны, не убоявшись штормов, парусники сотни лет были бессильны перед мощью ледяного панциря. Дорогой ценой учились люди плавать во льдах.

Гибли корабли и лодки, но сотни их все же проходили сквозь ледовые поля, прорываясь к заветным сокрови­щам Севера. Одновременно создавались и суда с добавочной обшивкой, с усиленными бортами.

Люди тщательно изучали своего грозного противника - лед. Первое судно, которое было специально предназначено для плавания во льдах, называлось «Фрам» («Вперед»). Оно было построено в 1893 году по замыслу полярного исследователя норвежца Фритьофа Нансена. Борта судна были выпуклыми. При сдавливании оно выжималось на лед, и «Фрам» выдерживал плавание, но в основном мог только дрейфовать, а не продвигаться в нужном направлении. Этого было явно недостаточно.

Первые ледоколы

Ледорезы и ледоколы с носовым винтом

Ледокол "Ермак"

Ледопроходимость ледокола

Атомные ледоколы

Арктические будни

Ледоколы держат путь

Новые проекты ледоходов