Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Корабли будущего

Надежные и эффективные системы сообщений, включающие в себя гражданскуюКорабли будущего авиацию, автомобильный, железнодорожный и морской транспорт, играют важную роль в развитии любого государства.

Морской транспорт нашей страны в последнее десятилетие превратился в одну из самых мощных и развитых отраслей промышленности. В строй вошли десятки необычных кораблей. Научно-технический прогресс в области металлургии и сварки, турбино- и дизелестроения, в автоматике и радиотехнике оказывает глубокое влияние на всю транспортную промышленность. При составлении перспективных планов судостроители внимательно изучают основные направления и тенденции развивающегося мирового флота.

Вместе с тем в зарубежной печати появляются и другие прогнозы, которые «предрекают» бесперспективное будущее транспортировке грузов морем, и особенно снижение пассажирских перевозок. Поверить этому трудно. Весь ход развития судоходства и судостроения свидетельствует об обратном.

Сама специфика морского транспорта, таящиеся в нем возможности дальнейшего количественного и качественного роста характеристик судов очень велики. С ними, пожалуй, не могут соперничать ни самолеты, ни транспортные ракеты. Опыт показывает, что попытки решить транспортные задачи, руководствуясь лишь интересами сегодняшнего дня, без учета тех поправок, которые должны внести грядущие десятилетия, чреваты серьезными просчетами для развития всей отрасли в целом.

В кораблях будущего, несомненно, отразятся сдвиги в материальной, социальной, политической и духовной сферах, вызванные, в свою очередь, свершениями научно-технической революции, которая началась во второй половине XX века. Однако это нисколько не умаляет значения прогноза, не уменьшает необходимости заглянуть в будущее науки о судах и судовождении. Так же как для понимания прошлого необходимы серьезные исторические исследования, так и для проникновения в будущее, бесспорно, нужны серьезные прогностические исследования.

Давайте познакомимся с некоторыми прогнозами в развитии морского транспорта.

Скорость нынешных самолетов и автомобилей несравненно больше, чем любых обитателей неба и суши. И лишь в воде самыми быстрыми остаются рыбы. Максимальная скорость хода современного сухогруза равна примерно 40, а подводной лодки - 16 километров в час. Росту скорости судна мешает большое сопротивление, которое испытывает корпус при погружении в воду. Увеличить ее путем повышения мощности двигателя нельзя: он занял бы весь корабль, вытеснив с него и грузы, и сам экипаж. Однако киты свободно плавают со скоростью 40 километров в час, тунец - в два раза быстрее, рыба-меч без видимого усилия достигает 130 километров в час.

Человек с давних пор завидовал умению рыб быстро плавать. Ответ на многие вопросы судостроители, вероятно, найдут в природе. Форма головы кита более приспособлена для передвижения в воде, чем конфигурация носовой части современных судов. Испытания показали, что мощность двигателей корабля с носовой частью, сходной по очертаниям с головой кита, на 25 процентов меньше, а скорость и грузоподъемность такие же.

Силуэт корпуса американской подводной лодки «Скипджек» повторяет форму тела тунца. Конструкторам удалось достигнуть высокой обтекаемости корпуса и значительно повысить ее скорость и маневренность.

В прошлом рыбу изучали в основном как биологический или кулинарный объект. Лишь сравнительно недавно этот взгляд претерпел коренные изменения - на нее взглянули как на аппарат, приспособленный для плавания в воде. Цель этих исследований - создание новых кораблей.

Инженеров-кораблестроителей интересуют и кальмары. Они могут плавать со скоростью около 100 километров в час, нередко пролетая над волнами более 50 метров на высоте 7-10 метров. Наибольший интерес представляет «двигатель» кальмаров. Это - совершенная биологическая ракета, не имеющая себе равных в животном мире. Изучая строение обитателей морей, их движение и другие особенности, можно собрать немало ценных све­дений, которые будут представлять большой интерес для судостроения. Для быстрых рыб природа создала эллипсоидальный силуэт, без резко выступающих частей. С каждым годом все больше ценных качеств, присущих обитателям морей и океанов, будет браться на вооружение корабелами.

...И вот мы в порту недалекого будущего. У причалов стоят громадные океанские лайнеры. Они очень похожи своей формой на обтекаемые тела дельфинов, которые резвятся неподалеку в открытом море. Следует упомянуть проекты создания танкера и атомного судна для перевозки массовых грузов, водоизмещением соответственно 1 млн. и 215 тыс. тонн (скорость второго - около 100 км/час), грузового судна на воздушной подушке, способного пересечь Атлантический океан за 48 часов... Эти и ряд других работ направлены на то, чтобы заметно повысить конкурентноспособность морского судоходства, внести существенный вклад в удовлетворение быстрорастущего спроса на перевозки грузов.

Каким же типам судов отдается предпочтение в своде международных прогнозов?

Во-первых, танкерам. Во-вторых, судам для перевозки массовых грузов, их размеры в большей степени зависят от тех морских коммуникаций, на которых они будут эксплуатироваться: в отличие от танкеров они могут загружаться или разгружаться только в портах. Совершенствование техники и технологии погрузки-выгрузки позволит устранить этот недостаток. Один из путей - транспортировка руд в полужидком, илообразном состоянии.

Если этот путь окажется экономически выгодным, то не возникнет никаких проблем в строительстве рудовозов водоизмещением 250 тыс. тонн. Недалек тот момент, когда в транспортировке массовых грузов доминирующее положение займут суда, водоизмещение которых составит 80 - 100 тыс. тонн... Широкое использование нового типа грузовых судов (контейнерных или лихтерных) открывает новую страницу в истории морского судоходства. Эксплуатация судов для перевозки лихтеров не связывается с обязательным заходом их в океанские порты. Они могут разгружаться в открытом море: к месту назначения лихтеры идут своим ходом.

Новые материалы, которые придут в судостроение, новые машины, приборы и оборудование, увеличение мощности силовых установок позволят увеличить скорость необычных кораблей. Скоростные грузовые, грузо-пассажирские и пассажирские линии протянутся с Тихого океана и с Балтики, с Баренцова и Черного морей к портам различных континентов.

За последние десятилетия в мире сделано больше научных открытий, чем за всю историю человечества. Масштабы современных научно-технических достижений, направленных на благо человека, поистине грандиозны. Уже в ближайшие годы исследования и эксперименты, которые проводятся сейчас в научных лабораториях и институтах, раздвинут границы применения морского транспорта, сделают доступными глубины Мирового океана, позволят использовать в качестве самого дешевого вида топлива энергию, заключенную в морской воде. То, что вчера еще казалось фантазией, входит в повседневную жизнь. И, быть может, то, что мы относим к фантастике, завтра станет достоянием наших дней.