Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Ракушечная борода

До чего же не похожа подводная часть обросшего судна на надводные его линии! Вместо гладких, красивых,Ракушечная борода стремительных обводов - два-три слоя ракушек. Иные из них размером с доброе яйцо. Весит подводная «ракушечная борода» десятки тонн. Обрастание происходит практически во всех водных бассейнах, но в тропических водах во время стоянок оно идет быстрее.

Представьте, что вам довелось побывать на одном черноморских судов, которое вернулось из длительного плавания. Рейс продолжался более полугода: обычная норма. Почти два месяца теплоход провел в японских портах. И это тоже норма: разгрузка, погрузка, догрузка. Звучали названия: Кобе, Нагоя, Иокогама. Вы поинтересуетесь у капитана, как прошел рейс. «Хорошо, - отвечает он. - Но вот только домой шли медленно. В Японии сильно обросли...»

Огромный океанский теплоход через полгода плавания в тропических водах только из-за обрастания в среднем теряет до 10 процентов скорости, а суда тралового флота - вдвое больше. Возмещение потерянной в рейсе скорости приводит к перерасходу топлива (до 40 процентов), к преждевременному износу двигателей.

Не так давно торговый флот Японии потрясла трехмесячная забастовка моряков. Во время простоя в портах и на рейдах корпуса судов так обросли ракушками и водорослями, что их скорость снизилась на несколько узлов. Японские судовладельцы, упорно не желавшие удовлетворить требования моряков, потеряли из-за простоя свыше 50 миллиардов иен. А какие убытки принесет падение скорости судов, очистка их корпусов!

Но обрастание страшно не только само по себе, морские организмы открывают дорогу второму бичу морского флота - коррозии. Морская вода - электролит, и на поверхности помещенного в нее металла немедленно начинается электрохимический процесс.

Чтобы изолировать сталь от морской воды, корпус судна покрывают несколькими слоями краски, но бактерии и другие организмы нарушают эту защиту. При повреждении слоя коррозия немедленно возобновляется, более того, приобретает особо опасную «язвенную» форму. Кажется парадоксальным, что царапина в краске может вызвать более глубокие повреждения металла, чем полное отсутствие покраски. Объясняется это тем, что наличие краски концентрирует, «сгущает поток электричества», направляя его весь в незащищенный участок.

Раз возникнув, коррозионная язва продолжает развиваться ускоренным темпом - ведь она все более и более отличается от окружающего металла. Наличие коррозионных язв может привести к водотечности, при практически неизношенном корпусе...

...В ночь на 10 февраля 1970 года в океане затонул японский рудовоз «Калифорния Мару». Капитан Хироши Сумиура не мог понять причину, приведшую к катастрофе, и, воскрешая старинные морские традиции, ушел вместе с судном в морскую пучину. Одной из возможных причин гибели судна, по мнению комиссии, было то, что коррозия превысила в три-четыре раза норму...

Только в последние годы суда стали получать установки электрохимической защиты, в которых искусственно вызванный электроток «зашпаклевывает» коррозионные повреждения плотным белым слоем осадка. Однако и теперь наиболее надежный способ защиты от коррозии - докование с очисткой, подваркой коррозионных язв и новой окраске.

Периодически доковаться - насущная необходимость. Недаром одним из показателей уровня развития судостроительной и судоремонтной промышленности являются доки.