Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Редуты в море

В море нефть попадает различными путями: вместе с откачиваемой за борт водой (счет при этом идет на граммы), выплескивается в воду килограммами во время бункеровки, когда внезапно лопается шланг, соединяющий судно с берегом, низвергается сотнями тонн из пробоин при аварии судов. Однако, как это ни покажется неожиданным, количественная сторона не изменяет главного принципа всех конструкций для сбора нефти: необходимо во время работы отделять нефть от воды. С этим требованием тесно связано развитие и других типов средств, которые неНефтесборщик-бонопостановщик устраняют самих нефтяных загрязнений, но зато существенно ограничивают площадь их распространения. Это - боновые заграждения.

Первые из них были довольно-таки примитивны, основой их служили бревна, связанные канатами; постепенно они превратились в конструкции. Один из последних типов боновых заграждений состоит из трех горизонтальных нейлоновых труб, соединенных между собой и покрытых искусственным нефтемаслостойким каучуком. Нижняя труба имеет дополнительный балласт. В походном состоянии это боновое заграждение намотано на катушку. В рабочем - нижняя труба заполняется водой, а верхние - воздухом. Нужны считанные минуты, чтобы перед нефтяным пятном вырос барьер, преграждающий путь загрязнению. Боновые заграждения связывают нефтяное пятно, не давая ему разбежаться по поверхности воды. А это уже немало.

Особенно большую роль боновые заграждения играют при аварийных разливах нефти вблизи берега, когда от быстроты маневра зависит спасение пляжей. Минимальный вес и высокую мобильность заграждений обеспечивает современная химия.

Ряд конструкций бон выполнены из пенопластовых «бревен» или из нейлоновой полосы с поплавками. Создание легких боновых заграждений позволяет использовать их не только, так сказать, стационарно. Подобно загонщикам, катер, установив боновое заграждение вокруг пятна, постепенно уменьшает диаметр, подтягивает нефть к охотнику-судну, снабженному насосом. Концентрация нефти на поверхности оказывается в таком случае доста­точно большой для того, чтобы откачать ее насосом в судовые цистерны. Здесь она окончательно отделяется от воды. Способ, несомненно, хорош, но все же не совершенный, так как в цистерны попадает значительное количество воды. Тогда пошли по другому пути.

На шланге насоса устанавливают специальные конструкции - нефтеловушки. Сначала это были простые поплавки со щелями. Они размещались на уровне ватерлинии поплавка. Создатели такой ловушки надеялись, что через эти щели будет входить только слой, плавающий на поверхности, то есть в основном нефть. Однако практика внесла свои поправки. Поплавок захлебывается, а волны перекатываются через него, забрасывая нефть за ловушки. Пришлось отказаться от простого решения и создавать более сложный тип. Большинство ловушек состоит из стандартного набора: поплавков и лотков, сидящих на оси. Шланг насоса находится в средней емкости. Уменьшение веса жидкости в ней вызывает ее всплытие. Незамедлительно лоток опускается, и толщина слоя поступающей воды увеличивается. Достаточно лишь один раз настроить такую конструкцию, чтобы даже при волнении она принимала только поверхностный слой воды с нефтяной пленкой.

И все же, обладая многими достоинствами, подобные нефтеловушки имеют серьезный недостаток - малую маневренность.

Сейчас уже созданы самоходные нефтемусоросборщики (НМС) - более совершенные потомки тех, о кото­рых мы рассказали выше.