Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Плавучие доки

По существу это те же суда. Они порой и сами требуют докования, но зато плавучий док можно отбуксировать вПлавучий док со стоящими в нём судами нужное место, одолжить соседнему пароходству или взять напрокат, наконец, перевести даже в другую часть света.

Впервые такой док был создан в России во времена Петра Первого - из шведского фрегата «Камель». Палуба его была снята, корма срезана, а в ней сделаны водонепроницаемые ворота. После заводки поврежденного судна внутрь «Камеля» ворота закрывались, и вода откачивалась, пока подводная часть ремонтируемого судна не обнажалась. Успех был настолько большим, что в течение ряда лет плавучие доки назывались камелями. Они были деревянными, но как только металл пришел в судостроение, простые прямоугольные формы быстро позволили создать металлические доки.

Сейчас, чтобы сэкономить металл, иногда строят железобетонные доки. Они не требуют окраски и обнажения подводной части. Все же хрупкость и меньшая прочность железобетона не открывает им широкой дороги в судостроении и судоремонте. Кроме того, применение специальных сортов цемента для обеспечения достаточной стойкости доков существенно затрудняет их строительство. В настоящее время большинство плавучих доков делается из стали, железобетонные изготовляются только небольших размеров.

Необходимость борьбы с коррозией корпуса металлических доков послужила толчком к созданию целого ряда самодокующихся конструкций. Действительно, если судно для окраски ставится в док, то как окрасить последний? Решение было найдено в создании доков, разделенных на участки так, чтобы каждый участок мог доковаться остальными. А резали по-всякому: башни и понтон разрезали заодно - секционный тип; башни сплошные, понтоны разрезные - понтонный тип (наиболее распространенный); башни и понтон сплошные, но наращены по длине двумя маленькими доками с маленькими башенками. В последнем случае все три дока работают совместно, а при самодоковании большая средняя часть поднимает концевые или наоборот.

При всей своей оригинальности такие конструкции очень громоздки, сложны, неудобны, резко снижают прочность дока. Поиски продолжались. Специалисты обратили внимание на то, что доку, в отличие от обычного судна, не приходится бояться обрастания: хода у него нет, нужна лишь защита от коррозии. А такую защиту можно обеспечить на все время его существования многослойной окраской при постройке, а затем создать электрохимическую защиту. Поэтому теперь снова вернулись к докам цельной конструкции. Их защита строится, говоря военным языком, в три линии. Сначала толстый слой краски. Когда на ней появляются первые царапины, автоматически включается вторая линия - катодная защита. С ростом числа повреждений слоя растет и мощность катодной защиты. Это продолжается до тех пор, пока сила тока не станет угрожать безопасности. Тогда катодная защита продолжает работать в своем максимальном режиме, но в ход пускается третья линия обороны - запасы на коррозию: 1-2-миллиметровая добавка к толщинам листов.

На доках рано появились паровые двигатели. Этому в немалой степени способствовало и то, что машины Уатта предназначались для движения насосов, а чтобы поднять судно в доке, первая задача - откачать воду. Срок службы доков - около полувека, то есть примерно в два раза больше срока жизни судов. Хотя, конечно, и среди доков немало ветеранов. Еще сейчас встречаются доки, изготовленные в начале нашего столетия: с паровыми насосами и паровыми шпилями. Они клепаные и относительно узкие. Очистка и окраска корпуса ремонтируемого судна ведутся с деревянных лесов: избыточная ширина между бортом и башней дока лишь затрудняет работу.

В доках, построенных после первой мировой войны, изменения были незначительные и сводились, в основном, к замене паровых машин электрическими и к созданию центрального поста управления - ЦПУ, из которого можно управлять насосами и клапанами. Позднее изменилась и техника окраски, да и окраска стала другой. Место масляной краски заняла эмаль, наносимая распылом воздушными пистолетами.

Применение механизмов для очистки подводной части судна и его окраски заставило отказаться и от лесов. Их место заняли механические риштования - самоход­ные либо переставные, с помощью автопогрузчиков.