Сайт о кораблях и их роли в современном мире

Ледопроходимость ледокола

Ледопроходимость судна существенно зависит от отношения его мощности к ширине. Эта величина у новых Атомный ледокол ледоколов почти в два раза больше, чем у «Ермака», и поэтому возникает опасность излишнего выползания ледокола на лед, что, естественно, требует потом долгой работы по освобождению корпуса судна. Правда, для ее облегчения современные ледоколы снабжаются двумя системами - креновой и дифферентной. Последняя состоит из носовых и кормовых цистерн, соединенных трубопроводом и мощным насосом.

При работе в тяжелом льду роль этих цистерн очень велика. Если ледокол, разогнавшись, ударится форштевнем, и лед выдержит, то судно почти на четверть длины выскакивает на лед. Тогда накачивают воду в носовую цистерну, и давление на лед увеличивается еще на несколько сот тонн. Если же и это не помогает, вода перекачивается на корму, нос приподнимается, и ледокол отходит для новой атаки. У креновой системы сходная конструкция, но ее цистерны расположены по бортам; мощный насос, перекачивающий воду за 1-3 минуты с борта на борт, раскачивает ледокол, обламывая лед у бортов и освобождая корпус.

О силе удара современного ледокола может рассказать такой случай. При входе в гавань нос ледокола скользнул по борту судна. В результате образовалась стальная стружка из листа толщиной в 28 миллиметров, размером полтора на шесть метров. Как спички, лопнули бортовые балки высотой 22 сантиметра. «Стружка» захватила с собой обшивку кают - сквозь образовавшуюся дыру видна была мебель. А ледокол? На форштевне была лишь содрана краска...